Сенситивность: типы личности, их характер и отношения

Функции и роль

Лабильность играет большую роль в психологии человека. Это то, без чего невозможно формирование личности. То есть можно сказать, что благодаря лабильности формируется тот или иной психотип личности. При этом сама по себе лабильность не является чем-то плохим. Об отхождении от нормы можно говорить только в том случае, если речь идет о повышенной или пониженной лабильности.

Если специалисту удается определить, к какому типу личности относится человек, то становится намного проще диагностировать проблемы, которые способствовали такому своеобразному сбою.

Например, коренной причиной повышенной лабильности мог стать сильный стресс, психопатия или даже слабоумие. Нередко все проблемы кроются в неправильном подходе воспитания ребенка. Поэтому основной функцией лабильности является формирование характера поведения человека и его индивидуальных физиологических особенностей.

Симптомы эмоциональной лабильности

Расстройства эмоционально лабильной личности характеризуются бурной реакцией на происходящее, импульсивностью и спонтанностью поступков, отсутствием самоконтроля и учета возможных последствий. Причем вспышки аффекта возникают по любому поводу, даже самому незначимому. Симптомы эмоциональной лабильности зависят от ее вида, а она может быть импульсивной или пограничной.

При импульсивном расстройстве

у человека наблюдается состояние дисфории, которое характеризуется злобно-тоскливым, напряженным аффектом с выраженной раздражительностью, перемежающейся с взрывами гнева и агрессивностью. Такие люди часто меняют место работы, потому что не уживаются в коллективах, так как постоянно претендуют на звание лидера, не учитывая свои способности.

В семейной жизни эти личности выражают недовольство бытовыми хлопотами, поскольку считают их не заслуживающими внимания, что влечет за собой частые конфликты, вплоть до применения физической силы по отношению к членам семьи. Эмоционально нестабильные люди неуступчивы, злопамятны и мстительны.

Если заболевание не прогрессирует, то примерно к 30-40 годам эмоциональная лабильность сглаживается, про таких мужчин говорят, что они «набрались жизненного опыта, поумнели». У женщин бурные эмоциональные всплески обычно проходят после рождения детей, что обусловлено изменением гормонального фона во время беременности.

Если же человек с импульсивной эмоциональной лабильностью попадает в неблагоприятные условия, то начинает вести беспорядочную жизнь, часто злоупотребляют алкоголем, что в итоге приводит к совершению асоциальных агрессивных поступков.

Расстройство пограничного типа

характеризуется повышенной увлеченностью, живостью воображения, особой впечатлительностью, крайней чувствительностью к препятствиям на пути к самореализации, функционированием на максимуме своих возможностей. Даже на тривиальные события реакция таких лиц может приобретать гиперболизированный характер.

Уже в подростковом возрасте эти люди отличаются глубокой внушаемостью и склонностью к фантазированию, не могут наладить стабильные отношения со сверстниками. У них очень быстро меняются сферы увлечения, но на правила и порядки, в том числе установленные родителями, они не обращают внимания. Поэтому даже при неплохих интеллектуальных возможностях дети с эмоциональной лабильностью демонстрируют плохую успеваемость.

Такие люди в большинстве случаев ведут неровную жизнь – в ней наблюдаются периодические перемены, причем довольно часто они, как говорится, впадают из крайности в крайность. Например, всепоглощающее увлечение резко сменяется потерей интереса, а бурные чувства – внезапным расставанием. Тем не менее, эти эмоционально нестабильные лица способны приспосабливаться к новым обстоятельствам и находить выход из сложной ситуации.

Эмоциональная лабильность у детей

Капризные дети – это результат плохого воспитания, такая точка зрения принята в обществе. Но верно это только отчасти, поскольку отмечена взаимосвязь между развитием у ребенка синдрома неврастении и недостатком внимания. Эмоциональная лабильность у детей приводит к их нервному истощению, что еще больше усиливает психическую реакцию. Требуя повышенного внимания, ребенок закатывает «сцены». Причем не только строгое воспитание вызывает протест, что усиливает эмоциональную нестабильность, но и потакание капризам приводит к аналогичному результату.

Причины

Обычно появление подобных эмоциональных проблем связано с наличием соматических, неврологических, психических расстройств или физических недугов:

  • доброкачественные, злокачественные образования в мозге;
  • черепно-мозговые травмы;
  • энцефалопатии;
  • астенический синдром;
  • аффективные состояния;
  • депрессивные расстройства;
  • эндокринные заболевания;
  • вирусные, бактериальные заболевания.

Предрасполагающими факторами являются постоянные стрессовые ситуации, психологические травмы.

Люди с истерическим, возбудимым характером в большей степени склонны к демонстрации подобного поведения.

Как это выражается в жизни

Существует ряд ярких признаков, по которым можно распознать появление и «зарождение» эмоциональной лабильности:

  1. Первый признак – неспособность справиться с трудностями, даже самыми незначительными. Человек заранее, даже не

    попытавшись что-то предпринять, впадает в меланхолию, уныние.

  2. Вспышки аффектов – взрывы истерики, ора, плача, смеха, гнева, обиды… всё в гипертрофированной форме и внезапно.
  3. Человек между вспышками аффектов вялый, апатичный.
  4. Плаксивое состояние наступает в большинстве случаев после «эмоциональных взрывов».
  5. «Близкосердечность» — человек очень остро реагирует на любую ситуацию, особенно на ситуацию по каким-то причинам для него негативную.
  6. Острая реакция на критику в свой адрес, в особенности, если критика носит отрицательный характер. Человек, страдающий патологией, не может лояльно, спокойно и адекватно воспринимать информацию о себе.
  7. Оценка поведения, оценка поступков, оценка навыков, оценка жизни как личной, так и общественной становится поводом агрессии или истерики.
  8. Нет конструктивного мышления, логически построенных действий. Вся жизнь построена на хаотичном реагировании на происходящее: вспышки аффектов, периоды меланхолии и уныния.
  9. Могут сопутствовать болезни внутренних органов.

Исходя из вышеперечисленных симптомов, можно себе уже внешне представить, как выглядит лабильный человек. Типаж с четкой быстрой и ярко-выраженной мимикой лица, постоянные резкие движения в пространстве, быстро реагирующие на какие-либо внешние сигналы (резкий звук, хлопок, луч света).

Детство

Отличить ребёнка с данной акцентуацией характера от остальных типов достаточно непросто. К примеру, шизоида или экстраверта видно сразу, их не спутаешь. Тут же придётся проявить больше внимательности, чтобы распознать основные признаки наличия лабильности.

Хотя такие дети часто страдают различными инфекционными заболеваниями. То есть, у них наблюдаются хронические ангины, гаймориты, тонзиллиты и даже холециститы.

Очень любят похвалу, поэтому ради доброго слова готовы буквально горы воротить. В то же время очень сложно проживают моменты, когда их ругают, наказывают.

Да настолько сложно, что попросту могут впасть в уныние на длительный период. Так что в процессе воспитания следует избегать авторитарного и жесткого стиля, а также использования метода «кнута и пряника».

Старайтесь мотивировать такого малыша приятными словами, благодарите его за помощь, не обесценивайте его трудов и поощряйте даже незначительные победы.

Когда лабильному ребёнку весело и хорошо, он ищет компании, но если настроение испортится – будет избегать общения, стараясь уединиться и пробыть столь неприятный отрезок времени в одиночестве.

Он не стремится к лидерству, ведь главное – это эмоциональная наполненность вследствие контакта с другим человеком. Отчего конкуренция, борьба за власть и первые места совсем не для него.

Так как подразумевает под собой агрессивные действия и реакции в случае необходимости защиты собственной личности и места, которое удалось занять в определенной группе. А это уже совсем не о лабильной акцентуации характера.

Хобби обычно разные, долго задерживаться на одном увлечении не в силах, пропадает интерес. В принципе, коллекционирование, спорт, азартные игры и тому подобное такого ребёнка обычно не привлекают. Предпочтение отдаётся простому общению с друзьями и животным, которых очень любят.

Симптомы

В зависимости от возраста выраженность симптомов может отличаться.

Большое значение имеет диагностика проблемы в детском и подростковом возрасте, поскольку часто явные признаки психической лабильности ошибочно рассматриваются родителями и ближайшим окружением в качестве негативных черт характера.

У детей

Маленькие дети с подобной проблемой постоянно требуют к себе повышенного внимания.

Если они его не получают, то выдают ответную реакцию в виде истерик.

Выраженная эмоциональная лабильность может привести к нервному истощению, из-за чего симптомы будут только усугубляться.

Родителям нужно обращать внимание на следующие особенности поведения:

  • повышенная впечатлительность;
  • зависимость от мнения сверстников;
  • излишне развитое воображение;
  • постоянное изменение интересов;
  • постоянная смена мнения;
  • низкий уровень усидчивости.

У подростков

В подростковом возрасте диагностику затрудняют дополнительные обстоятельства в виде гормональной перестройки, сложностей с социализацией.

Границы психической нормы у данной возрастной категории достаточно размыты, и отличить патологию от типичного подросткового поведения не всегда легко. Характерны следующие симптомы:

  • низкий уровень самоконтроля;
  • импульсивность;
  • неумение думать о последствиях поступков;
  • часто тоскливое настроение;
  • неожиданные вспышки гнева;
  • постоянное раздражение, неприязнь к окружающим;
  • склонность к насилию.

У взрослых

Достаточно часто с течением времени патологические проявления ослабевают и к зрелому возрасту психика личности приходит в нормальное состояние.

Но возможно и усугубление болезни при отсутствии своевременной диагностики и лечения, а также при наличии внешнего негативного воздействия.

Основные проявления психической лабильности у взрослых:

  • частая смена настроения;
  • раздражительность;
  • агрессивность;
  • возбудимость;
  • впечатлительность;
  • излишняя увлеченность.

Взаимоотношение с другими людьми

Разобравшись с общими чертами и с характерными признаками лабильности, надо теперь выяснить: как себя вести окружающим склонных к ней людей, каких ошибок допускать нельзя. Эмоционально нестабильные личности могут погружаться в некое подобие депрессии и иногда даже высказывать мысли о самоубийстве. Но это негативное настроение быстро проходит, и поднимать тревогу лишний раз нежелательно.

Важно понимать, что лабильная личность у взрослых обычно неуживчива, может «взрываться» от любой грубости и даже просто от критики. В семьях тоже вероятна повышенная авторитарность и тяга к скандалам

Все, что остается, это проявлять доброжелательность. Необходимо избегать ответного гнева и ярости, потому что это только ухудшит дело. Рекомендуется также исключить разговоры на заведомо неприятные и провокационные темы, не переходить на личности.

Предостережения по использованию методики

В связи с лёгкой доступностью тестовых материалов и монографий Карла Леонгарда возникает другая опасность. Люди, склонные к самодиагностике могут ошибочно приписывать себе какую-либо акцентуацию характера из-за нескольких сходных проявлений или по результатам тестирования

Важно помнить, что утверждать наличие акцентуации можно только после тщательного исследования анамнеза и изучения личности

Ошибочное приписывание несуществующей акцентуации может сильно навредить. Неправильно диагностированный человек будет подстраивать своё поведение под мнимую акцентуацию, выбирать соответствующую работу и хобби. Длительное следование несвойственному шаблону поведения нанесёт глубинный вред психике, приведёт к тяжелым психосоматическим и неврозоподобным заболеваниям.

Помните, что каждому человеку свойственны черты нескольких акцентуаций, проявляющиеся в разных ситуациях. Более половины популяции не имеют выраженной акцентуации. Следуйте своим желаниям и оставайтесь целостной личностью.

Определение термина в психологии

В психологии лабильность означает акцентуацию характера. При ярко выраженной форме подобного поведения можно говорить о патологии психики и необходимости лечения. Лабильный тип акцентуации характера был описан А. Е. Личко.

Настроение у таких людей (лабилов) отличается нестабильностью, они живут сердцем, эмоциональность проявляется в быстрой смене чувств. Чаще всего имеют позитивное настроение, но порой впадают в сильную депрессию. Иногда напоминают капризных детей – непредсказуемы, расстраиваются по мелочам, могут плакать и тут же смеяться.Нестабильность присуща не только в эмоциях, но и в поведении и поступках. Лабильные люди – личности яркие и активные, любят творчество, периоды высокого подъема сменяются затишьем. Природа наделила их очень щедро, они обладают огромным потенциалом восприятия окружающего мира, для них характерна гибкость мышления. Такие личности могут добиться успеха и славы, но переживают очень тяжелые спады деятельности и депрессию

В таком состоянии им не только необходима поддержка и доброе внимание, но и медикаментозное лечение

Женщины с лабильной психикой – прекрасные матери, они видят в каждом ребенке проявление таланта и помогают развитию. На принципы и моральные установки влияет воспитание. Лучше всего лабильные люди уживаются с эпилиптоидами. Последние помогают лабилам поддерживать порядок и накапливать деньги. Вместе они прекрасно способны защитить семью от посторонних вторжений и отстоять своё мнение.

Лабильные люди жизнерадостные, веселые, общительные. Они легко уживаются с любым психотипом, правильно находят точки соприкосновения и стиль коммуникации с каждым человеком. Понимая всех, часто остаются не воспринятыми остальными, постоянно могут искать настоящую любовь. Собственное существование может казаться серым и скучным, лишенным ярких красок, потому лабилы всегда находятся в поиске. Лучше всего способны проявить себя в творчестве – театре, живописи, архитектуре, хореографии, литературной деятельности.

Что такое эмоциональная лабильность?

С точки зрения психологии, эмоциональная лабильность – это расстройство психики, характеризующееся колебаниями настроения без существенных причин, обусловленное нарушениями в работе головного мозга или соматическими заболеваниями. Любая мелочь может вызвать у такого человека излишне эмоциональную реакцию, как положительную, так и отрицательную.

Если эмоционально-лабильному человеку сделать обычный дежурный комплимент, он может прийти от этого в восторг. Если же кто-то посмотрит на него осудительно, это может вызвать у него депрессию или рефлексию по поводу своего несовершенства. При этом перемены настроения в любую сторону происходят практически мгновенно при наличии даже незначительного повода.

Эмоциональная лабильность подразумевает, что человеку очень сложно контролировать свои эмоции и перепады настроения. Из-за этого с такими людьми общаться довольно сложно. Но к тем, кому хватает выдержки и понимания для того, чтобы поладить с ними, они привязываются довольно сильно (впрочем, это не значит, что они будут хорошо себя вести). Интересно, что в детстве мальчики чаще демонстрируют эмоционально лабильное поведение, чем девочки, а во взрослом возрасте – наоборот.

Периоды развития

Известный итальянский педагог, специализирующийся на вопросах раннего развития личности , Мария Монтессори. Она выделила следующие ключевые сенситивные периоды, которые проходит любой индивид:

  1. Развитие речи (0-6 лет). До года ребенок еще не разговаривает с окружающими, но активно контактирует с ними доступными ему способами. В это время большое значение имеют близкие эмоциональные связи, которые помогают познавать окружающий мир.

    С года до трех лет происходит активное освоение языковой речи, словарный запас малышей постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются. С трех до шести лет значительно улучшаются разговорные навыки, появляется интерес к чтению и письму. Многие дети в возрасте 6 лет уже умеют неплохо читать и писать печатными буквами отдельные слова или короткие предложения.

  2. Восприятие порядка (0-3 года). Для детей порядок в их жизни имеет гораздо большее значение, чем для взрослых. Ежедневные ритуалы, правила поведения, одинаковое расположение вещей в шкафу и в комнате , все это дает малышам ощущение безопасности, уверенности в завтрашнем дне. Внешний порядок в сознании детей напрямую связан с внутренним спокойствием. Любые непредвиденные ситуации, изменение привычных ритуалов являются для детей стрессом. По этой причине именно в возрасте трех лет чаще всего наблюдаются истерики, капризы. Большинство сцен, которые устраивают дети своим родителям, являются не проявлением характера, а реакцией на изменение привычного порядка вещей.
  3. Сенсорное развитие (0-5,5 лет). Обоняние, осязание, вкусовые ощущения развиваются естественным образом. Совершенствование этих навыков может происходить при содействии взрослых. Детям полезно ощупывать ткани и изделия разных фактур, слушать музыку, изучать окружающие предметы, пробовать разные блюда и т.д. Чем богаче палитра ощущений, которые переживает маленький человек, тем более разностороннее развитие он получает.
  4. Восприятие маленьких предметов (1,5-6,5 лет). Все специалисты сходятся во мнении, что игры с мелкими предметами прекрасно развивают мелкую моторику детей. В свою очередь, от развития мелкой моторики напрямую зависят речевые способности. Малыши уже в раннем возрасте неосознанно тянутся к пуговицам, горошинам и прочим небольшим по размеру объектам, желая пощупать их собственными руками и рассмотреть со всех сторон. Подобные игры с миниатюрными предметами должны проводиться только под наблюдением взрослых. Также можно максимально обезопасить ребенка , продеть мелкие бусины через нитку, пришить пуговицы разных размеров к лоскуту ткани и т.д. В данный период большую пользу приносят конструкторы, которые помогают детям определить связь между целым и частью.
  5. Развитие движений и действий (1-4 года). Двигательная активность играет ключевую роль в полноценном развитии психических функций у детей данного возраста. Во время движения обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга. По мере взросления ребенок начинает лучше координировать свои движения, осознает свое тело. Большое значение имеют физические упражнения , бег, прыжки, балансирование, карабканье и т.д. Чем активнее проводит ребенок время в данный период свой жизни, тем лучше для него.
  6. Период развития социальных навыков (2,5-6 лет). До 6 лет формируются основы социального поведения. От того, какие культурные формы общения закладывают в малыша окружающие, зависит уровень его вежливости, воспитанности, уважения к другим людям. Дети подражают действиям и речи взрослых, поэтому большое значение имеет поведение родителей, которые являются для ребенка авторитетом.

Черты акцентуации

К негативным проявлениям характера относятся следующие аспекты:

  • вспыльчивость;
  • высокий уровень конфликтности;
  • неразвитый самоконтроль;
  • истерические приступы плача или смеха;
  • драчливость;
  • резкие приступы апатии.

От того, какое настроение испытывает личность, зависит взаимоотношение с окружающим миром, личные предпочтения человека: сон, аппетит, концентрация (см. Как улучшить концентрацию внимания), работоспособность.

Несмотря на широкий ряд отрицательных проявлений, человек, обладающий лабильным типом личности, зачастую отличается добродушием и искренностью

При выборе друга человек с таким характером обращает внимание на его способность создавать комфортные условия при сменах настроения. Дружба для него определяется глубокой психологической привязанностью к тем, кто ему дорог

Человек положительно реагирует на лесть, благодарность, похвалу без выраженного самодовольства.

Основные понятия

Лабильность проявляется на психическом, мыслительном и эмоциональном уровнях.

Что такое лабильность мышления?

Отличительная особенность подобной мыслительной деятельности — постоянное перескакивание с одной идеи на другую.

Человек еще не успевает полноценно развить одну тему, как тут же переходит к новой. В итоге он оказывается неспособен сконцентрироваться на каком-то конкретном вопросе.

Любое поверхностное впечатление стимулирует развитие его мысли в заданном направлении. В итоге он беспрерывно говорит, не соблюдая никакой логической цепочки между своими фразами. Часто наблюдается беспричинный смех, не имеющий под собой объективного основания.

Психическая лабильность характеризуется повышенной впечатлительностью, эмоциональностью. Психические процессы протекают с большой скоростью. Человек демонстрирует неустойчивое эмоциональное состояние, его настроение постоянно меняется.

Лабильная психика часто встречается у людей творческих профессий — актеров, музыкантов, художников.

Их творческая деятельность возможна только при наличии глубоких переживаний и впечатлений, поэтому они неосознанно демонстрируют повышенную психическую активность с целью стимулирования своих эмоций.

Люди с подобным складом темперамента очень обидчивы, плаксивы.

В то же время из-за быстрой смены настроения они не способны долго пребывать в депрессивном состоянии, что является несомненным преимуществом.

Если рассматривать основные типы темперамента, то личности с лабильной психикой относятся к типичным холерикам.

Синдром эмоциональной лабильности — что это значит? При ярко выраженном синдроме неустойчивость эмоционального состояния выражается в постоянной смене настроения. Это может доставлять человеку определенный дискомфорт.

Постоянные переходы от депрессивного к радостному настроению отнимают много энергии, что приводит к физическому и эмоциональному истощению.

Также проблемы возникают и в сфере межличностных отношений. Окружающие люди настороженно относятся к индивидам, демонстрирующим подобное нетипичное поведение.

Большой риск представляют нестандартные, критические ситуации, которые оказывают негативное воздействие на человека и усугубляют его эмоциональное состояние.

Причины формирования

В зависимости от возрастного этапа факторы, влияющие на формирование истероидного типа личности, очень разнятся.

В раннем детстве

В детстве не последнюю роль играет воспитание. Когда ребёнок проходит кризис 3-ёхлетнего возраста, у него часто случаются истерики. Если родители научатся правильно на них реагировать, истерики затихнут спустя время и больше не будут повторяться. Если усугубить ситуацию, это разовьётся в устойчивую акцентуацию характера и будет способствовать формированию истероидного типа личности.

В школьном возрасте

Если в школе учителя или одноклассники начинают выпячивать какой-либо талант ребёнка, даже если тот находится в зачаточном состоянии, вполне может развиться истероидный тип личности. Привычка к поклонению останется на всю жизнь.

В подростковом возрасте

Здесь может пойти всё в точности до наоборот. Если родители и учителя будут постоянно принижать личное достоинство подростка, заставлять его прятать свои таланты и сексуальность, он назло будет демонстрировать свободу выражения. С течением времени это иногда уходит, но далеко не у всех. Кто-то навсегда застревает в этом вызове, брошенном обществу.

У взрослых

Даже будучи взрослым, человек может стать истероидом. На это могут повлиять внешние факторы: например, неожиданный успех и нежданно-негаданно свалившаяся популярность. Иногда толчком становятся внутренние комплексы и резервы: сильный стресс заставляет в корне пересмотреть свои взгляды и ценности, превратиться из серой мышки в яркого павлина. Реже провокатором является физиология: черепно-мозговая травма, психическое расстройство личности, нарушения в работе нервной системы и т. д.

Что такое акцентуация характера?

акцентуацией характераакцентуированные

В чем разница между характером и темпераментом?

в том числе проведенные ПавловымКомпонентами, определяющими темперамент, являются:

  • Общая активность. Проявляется на уровне психической деятельности и поведения человека и выражается в различной степени мотивации и желании проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.
  • Двигательная или моторная активность. Отражает состояние двигательного и речедвигательного аппарата. Проявляется в быстроте и интенсивности движений, темпе речи, а также в его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности).
  • Эмоциональная активность. Выражается в степени восприятия (чуткости) к эмоциональным воздействиям, импульсивности, эмоциональной подвижности.

Как общаться с человеком, у которого лабильный характер?

Чтобы наладить контакт с обладателем лабильного характера, придерживайтесь следующих советов:

  • не следует воспринимать перемены в настроении человека на личный счет
  • отыщите занятие, которое увлекало бы Вас обоих
  • в моменты, когда человек расстроен, старайтесь утешить его и максимально сопереживать его проблемам
  • чаще поощряйте человека, хвалите даже за малейшие достижения
  • всегда пытайтесь выяснить, по какой причине человек расстроен
  • никогда не используйте агрессивные методы с целью воздействия на человека
  • старайтесь избегать возникновения конфликтов

Нестабильность в поведении, а также очень частые и резкие перепады в настроении – основная симптоматика лабильного типа личности. Зачастую причиной подобного состояния и поведения выступают несущественные факторы. Чтобы иметь добрые отношения с такими людьми, следует оказывать им поддержку и проявлять понимание во всем, максимально оберегая их психику от воздействия внешних раздражителей.

13.09.20186898+8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector