Расстройство личности

Признаки

Расстройства личности заявляют о себе, как правило, в подростковом или раннем зрелом возрасте. В отдельных случаях особенности личности пропадают сами собой или со временем становятся менее выраженными, чаще их проявления без лечения сохраняются.

Люди с личностными расстройствами противоречивые и странные во всем, непонятные для самих себя и других людей. Несмотря на неспособность сопереживать, эти люди отличаются повышенной эмоциональностью. Вместе с тем им свойственен индивидуализм и вызывающее, порой асоциальное поведение. Они иногда склонны к химическим зависимостям и пищевым расстройствам, психосоматическим нарушениям. Если расстройство личности отягощено, то прогноз становится менее благоприятным.

Основной признак расстройства личности – неадекватное реагирование на жизненные ситуации или на слова и действия окружающих. К другим симптомам относится:

  • преобладание негативных чувств и эмоций;
  • неспособность управлять этими эмоциями и чувствами;
  • избегание социальных контактов, эмоциональная опустошенность;
  • оскорбления, угрозы, рукоприкладство;
  • периодическая потеря контакта с реальностью.

В момент стресса и напряжения, переживаний, менструаций у женщин симптомы выражены сильнее.

Расстройство личности имеет три особенности:

  • выраженные черты личности проявляются как дома, так и в любом другой месте и обстановке;
  • выраженные черты стабильны: от начала проявления (иногда детство) до зрелости;
  • социальная дезадаптация, не являющаяся следствием неблагоприятных социальных условий.

При обследовании электроэнцефалография показывает специфическую активность мозга, характерную для расстройства личности.

Виды расстройств

Обобщенно расстройства можно разделить на проблемы, связанные с аутоидентификацией и связанные с межличностными взаимоотношениями:

  1. Проблемы с аутоидентификацией проявляются нестабильной или неадекватной самооценкой, противоречием жизненных ценностей и целей, внутреннего мира и образа жизни.
  2. В межличностных отношениях расстройства личности проявляются неспособностью человека понимать эмоции других людей, создавать и (или) поддерживать близкие отношения.

В международной классификации болезней представлена следующая типология:

  • параноидное расстройство;
  • шизоидное расстройство;
  • шизотипическое расстройство;
  • истерическое расстройство;
  • обсессивно-компульсивное расстройство (ананкасное расстройство);
  • пограничная психопатия;
  • диссоциальное расстройство;
  • нарциссическое расстройство;
  • избегающее расстройство (тревожное расстройство);
  • зависимое расстройство;
  • самоповреждающее поведение (мазохистское расстройство);
  • пассивно-агрессивное расстройство.

Кроме того, расстройства классифицируют по группам: эксцентричные патологии (шизоидное, параноидальное и шизотипическое расстройство), эмоциональные и колеблющиеся расстройства (пограничное, истерическое, антисоциальное, нарциссическое расстройство), тревожные и панические отклонения (обсессивно-компульсивное, зависимое и избегающее расстройство).

В одном человеке могут сочетаться одновременно несколько расстройств.

Причины диссоциального расстройства личности

В основе объяснений антисоциального расстройства личности лежат психодинамическая, поведенческая, когнитивная и биологическая теории.

Теоретики психодинамического направления предполагают, что это расстройство, подобно многим другим расстройствам личности, начинается с отсутствия родительской любви в период младенчества, и это приводит к отсутствию общего доверия к людям. Дети, у которых обнаруживается антисоциальное расстройство личности, реагируют на подобный ранний опыт эмоциональной отчужденностью и пытаются устанавливать контакты с окружающими только силовым и деструктивным путем. В подтверждение психодинамической теории исследователи обнаруживают, что люди с этим расстройством чаще, чем остальные, сталкивались в свои детские годы со стрессом, в частности в таких его формах, как бедность семьи, насилие в семье и родительские ссоры или развод. Многие из них также воспитывались родителями, которые сами страдали антисоциальным расстройством личности. Несомненно, что имея такого родителя, человек мог утратить веру в других людей. Многие теоретики-бихевиористы предполагают, что антисоциальные симптомы могли быть приобретены посредством подражания, или имитации. В качестве доказательства они также указывают на большую распространенность антисоциальных расстройств личности среди родителей людей с этим расстройством. Другие бихевиористы считают, что некоторые родители непреднамеренно прививают своим детям антисоциальное поведение, регулярно подкрепляя агрессивное поведение ребенка. Например, когда ребенок плохо себя ведет или отвечает насилием на родительские просьбы или требования, родители могут уступать ему, чтобы восстановить мирные отношения

Неумышленно они могут прививать ребенку упрямство, а возможно, даже жестокость

Теоретики когнитивного направления полагают, что люди с антисоциальным расстройством личности придерживаются установок, которые не принимают во внимание значимость потребностей окружающих. Людям с этим расстройством действительно трудно принять во внимание точку зрения, отличающуюся от их собственной

Наконец, ряд исследований позволяет предположить, что в антисоциальном расстройстве личности могут играть важную роль биологические факторы

Исследования показывают, что люди с этим расстройством часто менее тревожны, чем другие. В свою очередь, им может недоставать элемента, являющегося ключевым в процессе научения. Это может объяснить, почему им так трудно учиться на своих ошибках или уловить эмоциональные реакции окружающих. В нескольких исследованиях было установлено, что испытуемые с антисоциальным расстройством личности менее способны, чем испытуемые из контрольной группы, решать лабораторные задания, такие как нахождение выхода из лабиринта, когда ключевыми подкреплениями являются наказания, например, какое-то шоковое воздействие или денежный штраф

Когда экспериментаторы делают наказания более явными или заставляют испытуемых обращать на них внимание, научение улучшается. Однако предоставленные самим себе, испытуемые с этим расстройством не слишком реагируют на наказания

Возможно, негативные события просто не вызывают у этих индивидуумов такой тревоги, как у других людей. Исследователи-биологи обнаружили, что испытуемые с этим расстройством часто реагируют на предупреждения или ожидание стресса низким возбуждением головного мозга, например, медленным возбуждением автономной нервной системы и низкочастотными волнами ЭЭГ. В силу низкого возбуждения этим людям может быть трудно улавливать угрожающие или эмоциональные ситуации, и такие ситуации могут оказывать на них незначительное воздействие. Возможно также, что малое физиологическое возбуждение заставляет людей с этим расстройством личности идти на риск и искать приключений. Антисоциальная деятельность может их притягивать именно потому, что она удовлетворяет потребность в большем возбуждении. В пользу этой идеи говорит то, что антисоциальное расстройство личности, как мы наблюдали это ранее, часто сопровождается поведением, характеризуемым поиском острых ощущений.

Типы и симптомы расстройств личности

Человек, постоянно сталкивающийся с проблемами общения и социальной адаптации в силу своего непростого характера, от которых страдает он и его близкие, имеет расстройство личности. На научную классификацию этих расстройств ушло более ста лет.

Можно выделить три группы расстройств личности:

  • В I группу входят люди, которые ведут себя странно, эксцентрично – параноидальные, шизоидные, шизотипические личности. Хотя эти термины похожи на названия психических заболеваний, на самом деле это только внешнее сходство. Ключевое отличие состоит в том, что люди с этими расстройствами личности не больны психически.
  • Группа II состоит из людей, которые в силу своего расстройства личности ведут очень драматичную эмоциональную жизнь. Это антисоциальные, театральные (артистичные) и нарциссические (самолюбивые) личности. К этой группе принадлежат и пограничные типы.
  • В III группу входят люди, страдающие постоянным беспокойством и страхом. Это избегающие реальности, аддиктивные и обсессивно-компульсивные (терзаемые непреодолимым желанием что-то делать) личности.

Симптомы расстройства личности:

  • Демонстрация, театральность;
  • Педантизм;
  • Боязнь критики;
  • Эмоциональная нестабильность;
  • Склонность обвинять других;
  • Отсутствие ответственности;
  • Безразличие;
  • Погружение в фантазии;
  • Склонность к отказу;
  • Подозрительность.

Безразличие

Не следует думать, что каждый человек, чей характер отличается одной из вышеперечисленных странностей или особенностей, уже страдает расстройством личности. Обычно это совершенно нормально. Например, у человека есть шизоидные черты – он замкнут, одинок, избегает общения с другими людьми, безразлично реагирует на похвалу или критику окружающих. Однако он смог хорошо адаптироваться в жизни, продуктивно работая на любимой работе. Расстройство личности диагностируется только тогда, когда оно затрагивает всю личность и существенно ухудшает социальную адаптацию.

Симптомы

Существуют разные типы расстройств личности, однако их объединяют общие симптомы.

Признаки расстройства личности:

  1. Дисгармоничное поведение, выраженность определенных черт характера, из-за которых нарушается социальная адаптация и профессиональная деятельность. Модель поведения выходит за рамки общепринятых культурных и общественных ценностей.
  2. Сложности контроля эмоций.
  3. Аномальное поведение хроническое. Неадекватные поведенческие акты возникают не только в период обострения, но и почти во всех ситуациях.
  4. Первые признаки возникли в детстве, сохраняются в зрелом и пожилом возрасте.

Лечение

Основная опасность расстройства пограничного типа – высокий риск суицида. Практически 80% пациентов задумываются о том, чтобы покончить жизнь самоубийством. В общении с окружающими люди с ПРЛ проявляют агрессию, при этом не всегда ограничиваются только психологическим воздействием.

Часто у людей наблюдаются различные зависимости, наиболее распространенные из которых – алкогольная и наркотическая.

Лечение проявлений патологии заключается в обучении пациента навыкам контроля своих эмоций, в повышении уровня его социализации, в нивелировании симптоматики.

Основной метод воздействия – психотерапия. На вопрос о том, можно ли вылечить ПРЛ, можно сказать, что можно добиться длительной и устойчивой ремиссии.

Психотерапия — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека

Как помочь самому себе

Полноценное лечение будет включать психотерапию в сочетании с медикаментозным воздействием.

Пациенты должны знать, как помочь самому себе. В первую очередь им необходимо научиться отделять реально существующий мир от выдуманного. С этой целью используют медитации, упражнения по развитию осознанности.

Больные анализируют собственные мысли, что позволяет сверять адекватность поведения с реальностью.

Можно ли вылечить в домашних условиях

При наличии ПРЛ речь не идет о том, как вылечить патологию полностью. Эта особенность личности характеризуется постоянством. Благодаря психологическому и медикаментозному воздействию можно лишь сгладить симптомы.

Лечение в домашних условиях может проводиться только после консультации со специалистом. Даже при несложных формах расстройства желательно обратиться за помощью к специалистам. Если речь идет о серьёзных формах, то отказ от профессиональной помощи опасен для жизни пациента.

Освоение техник самоуспокоения поможет выровнять эмоциональный фон. С этой целью используют медитации, ароматерапию, йогу, дыхательные техники. При лёгких формах расстройства, не требующих приёма сильных медикаментов, применяют отвары успокаивающих трав.

Хорошие результаты даёт коллективная медитация

Как лечить правильно

Перед тем как лечить расстройство, специалист определяет степень его выраженности. В ходе лечения пациент усваивает оптимальные паттерны поведения в обществе. Для этого используют методы когнитивно-поведенческой или диалектической терапии. Пациент учится адаптироваться и адекватно реагировать на неприятные для него ситуации.

Диалектико-поведенческая терапия направлена на избавление от вредных привычек, изменение поведения, отказ от неоправданных рисков. Суть воздействия заключается в замене существующих негативных паттернов поведения на позитивные.

Когнитивно-аналитический метод позволяет пациенту закрепить модель поведения, при которой не демонстрируются проявления ПРЛ. Человек обучается купировать приступы агрессии, анализировать происходящее, развивать самоконтроль.

При медикаментозном воздействии используют такие виды препаратов, как нейролептики и антидепрессанты.

Действие препаратов из первой группы направлено на снижение импульсивности, сглаживание проявлений гнева. Наиболее распространенными на сегодняшний день средствами являются Рисперидон или Оланзапин.

Прием антидепрессантов позволяет улучшить эмоциональный фон, избавиться от подавленного состояния. Назначают Сертралин, Пароксетин, Флуоксетин.

Схема лечения антидепрессантами определяется индивидуально для каждого пациента. Они имеют широкий список побочных эффектов и могут приниматься только с разрешения специалиста.

Еще одна группа препаратов, действие которых направлено на нормализацию эмоционального фона при психических расстройствах – нормотимики. Это средства, которые рекомендуется принимать с самого начала заболевания. Они не вызывают привыкания и могут использоваться продолжительное время.

Классификация нормотимиков

Диета при пограничном расстройстве личности

Диета при депрессии

  • Эффективность: лечебный эффект через 1-3 месяца
  • Сроки: нет данных
  • Стоимость продуктов: 1700-1800 руб. в неделю

Так как для людей с пограничным расстройством характерны проблемы пищевого поведения, очень важно контролировать свое питание и вести дневник. Лучше всего отдавать предпочтение здоровому сбалансированному рациону

Если есть проблемы с лишним весом, то можно попробовать белково-овощную диету для похудения или другую сбалансированную и здоровую, а главное способную обеспечить организм во всех необходимых для жизнедеятельности нутриентах.

Психические расстройства и депрессивное состояние может быть связано с истощением нейромедиаторов, недостаточностью гормонов радости, витаминов и в целом – дисбалансе гуморальный и нейрорегуляции. Для обеспечения организма всеми пластическими составляющими в рацион рекомендовано добавить:

  • рыбу и различные морепродукты;
  • яйца и мясо птицы;
  • крупы и цельные злаки, содержащиеся в полезном хлебе и макаронных изделиях;
  • молочно-кислые изделия;
  • свежие яркие и разноцветные фрукты, овощи и зелень;
  • пряности и специи, помогают стимулировать аппетит и повысить настроение, удовлетворение от пищи;
  • шоколад – известный источник дофамина;
  • бананы – также помогают достичь привычного ежедневного чувства «эйфории».

Психоз

В отличие от неврозов, в случае психоза – пациент не осознает своего состояния; находится вне реального мира и не может нормально функционировать при ухудшении симптомов. Психическое заболевание очевидно для окружающих пациента, но пострадавший не осознает своего поведения.

Психотические симптомы могут быть вызваны сильным стрессом, использованием запрещенных препаратов, органическими заболеваниями и злоупотреблением алкоголя. Врачи не уверены, что именно вызывает психоз. Вероятно, это результат нескольких взаимодействий, включая гены, травматический опыт, подавленные чувства, семейную ситуацию и химические изменения в мозге. При психических заболеваниях психотические симптомы не позволяют человеку отличить вымысел от реальности.

Характер психоза проявляется маниакально-депрессивными расстройствами (биполярным расстройством) и различными формами шизофрении. При биполярном расстройстве бывают эпизоды мании (когда пациент очень активен, возбужден, также творческий, с высокой самооценкой) и эпизоды депрессии (когда наблюдается падение настроения, низкая самооценка, неуверенность в себе, грусть, потеря интереса, депрессия, снижение энергии).

Биполярное расстройство

Особого внимания заслуживает психическое заболевание – шизофрения. По оценкам психиатров, от него страдает каждый сотый человек в мире. Обычно патология диагностируется у молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет. Это наиболее распространенное психотическое заболевание, при котором пациент не различает реальность и заблуждение. Течение шизофрении у всех разное, но обычно наблюдаются резкие нарушения в мыслях и чувствах, проявляющиеся в поведении, которое окружение находит странным.

Некоторые больные шизофренией слышат голоса. Другие испытывают галлюцинации (зрительные, сенсорные, обонятельные). Шизофреник может чувствовать угрозу или преследование. Существует гонка мыслей, апатия, страх. Психическое заболевание может возникать внезапно или развиваться постепенно.

Изменения в поведении также могут быть симптомом психических заболеваний: новые привычки относительно ритма сна, изменение аппетита, трудности в общении с людьми, членовредительство.

Диагностика расстройства личности

Пациенты с расстройствами личности часто не могут объективно оценить свое состояние и жалуются на беспокойство, депрессию, стремление к злоупотреблению психоактивными веществами или на другие симптомы, которые не всегда связаны с личностью. Чувство дискомфорта (например, раздражение, гнев, защитная поза) у пациента часто говорит о наличии расстройства личности. Однако такие реакции достаточно субъективны, и врачи должны стремиться подтвердить свои предположения другими методами диагностики. Кроме того, надо понимать, что проблемы пациента являются плодом его мыслительной деятельности (многие врачи недоумевают, почему они просто не прекратят делать это) либо эти проблемы, по всей видимости, развились из-за вредных привычек, таких, как социальная изоляция, перфекционизм, импульсивность или из-за чрезмерной враждебности.

Невротические расстройства

К неврозам относится:

  1. Обсессивно-компульсивное расстройство. Характеризуется навязчивыми мыслями и поведенческими актами.
  2. Группа тревожных расстройств. Характеризуются постоянным внутренним дискомфортом и напряжением, тревогой, ощущением надвигающейся беды или неудачи.
  3. Фобии. Сюда относятся иррациональные страхи, которые объективно не угрожают физическому здоровью человека.
  4. Нарушения, связанные со стрессом: посттравматическое стрессовое расстройство, нарушения адаптации. Характеризуются невозможностью адаптироваться к изменениям, вегетативными нарушениями, недосыпанием, избеганием конфликтных ситуаций.
  5. Диссоциативные расстройства. Проявляются неврологическими нарушениями: паралич, парез, анестезия в частях тела, диссоциативным ступором, амнезией, фугой.
  6. Соматоформные патологии. Это психические нарушения, которые преобразуются в телесные симптомы. Чаще всего – психосоматические заболевания и мигрирующие боли по телу.
  7. Неврастения. Проявляется истощенностью, быстрой утомляемостью, раздражительностью, нарушением сна.

Диагностика

Бредовые расстройства характеризуются длительным и рецидивирующим характером, а также определённой «стойкостью» и непрерывностью симптомов. Они обычно развиваются у людей среднего возраста, обычно в 35-45 лет. По оценкам они затрагивают около 0,05% населения планеты, хотя многие специалисты считают, что это недооценённый результат, потому что многие пациенты не проходят лечение.

Следовательно, даже если диагноз бредового расстройства у пациента, желающего пройти курс лечения, для психиатра не представляет трудностей, отсутствие же сотрудничества может препятствовать такому обследованию.

Большую ценность представляют присутствие семьи и интервью о повседневном функционировании и поведении пациента, его социальной среде, семейных, а также соматических заболеваниях. В ходе обсуждаемого этого психического нарушения заблуждения должны существовать не менее 3-х месяцев и быть индивидуальными.

Также очень важно оценить совместное возникновение любых других психических расстройств, в том числе расстройства настроения (например, депрессивный эпизод)

10 видов психических расстройств

Все психические расстройства условно можно разделить на 10 типов.

  1. Параноидальное (паранои́ческое) расстройство личности. Можно встретить под названиями расстройство личности параноидного типа, расстройство личности паранойяльного типа, параноидная психопатия.
  2. Шизоидное расстройство личности. Его также называют расстройство личности шизоидного типа, шизоидная психопатия, аутистическая личность.
  3. Шизотипическое расстройство личности — шизотипиичное или шизотипальное расстройство
  4. Нарциссическое расстройство личности. Его название произошло от имени древнегреческого персонажа мифологии Нарцисса, который был сконцентрирован на своей красоте.
  5. Диссоциальное (антисоциальное) расстройство личности. Оно также известно под названиями расстройство личности эмоционально малоспособных, антисоциальная психопатия, гебоидная психопатия, психопатия.
  6. Истерическое расстройство личности. Ранее это состояние называли расстройство личности истерического типа, истерическая психопатия, но эти термины устарели.
  7. Эмоционально неустойчивое (пограничное) расстройство личности. Можно встретить под названиями эмоционально неустойчивое расстройство личности или пограничный тип — сокращенно ПРЛ.
  8. Обсессивное (Обсессивно-компульсивное) расстройство личности или нервоз навязчивых состояний.
  9. Тревожное (Избегающее, уклоняющееся) расстройство личности.
  10. Зависимое расстройство личности (астени́ческого типа, астени́ческая психопати́я).

Это 10 ярко выраженных отклонений, каждое из которых проявляется определенной симптоматикой.

Виды психических расстройств

Одной из наиболее часто встречаемых форм психических недугов, которую переносит двадцать процентов населения планеты в течение жизни, является психическое расстройство личности, связанное со страхом.

К таким отклонениям относят генерализованный страх, различные фобии, панические и стрессовые расстройства, навязчивые состояния. Страх далеко не всегда представляет собой проявление заболевания, в основном, он являет собой естественную реакцию на опасную ситуацию. Однако нередко страх становится симптомом, сигнализирующим о возникновении ряда нарушений, например, половой перверсии или аффективных расстройств.

Ежегодно депрессия диагностируется приблизительно у семи процентов женского населения и трех процентов мужского. У большинства индивидов депрессия случается один раз за их жизнь и переходит в хроническое состояние довольно редко.

Также одним из часто встречаемых видов сбоев в психической деятельности является шизофрения. При ней наблюдаются отклонения в мыслительных процессах и восприятии. Пациенты с шизофренией постоянно пребывают в тяжелом депрессивном состоянии и часто находят успокоение в алкогольных напитках и наркотических препаратах. У шизофреников зачастую наблюдается апатичность и тяготение к изоляции от социума.

При эпилепсии помимо сбоев в функционировании нервной системы, больные страдают эпилептическими припадками с судорогами во всем теле.

Биполярное аффективное расстройство личности или маниакально-депрессивный психоз характеризуется аффективными состояниями, при которых у пациента сменяются симптомы мании депрессией либо наблюдаются одновременно проявления мании и депрессии.

Недуги, связанные с расстройством питания, например, булимия и анорексия, тоже относятся к формам расстройств психики, поскольку по прошествии времени серьезные нарушения режима питания провоцируют возникновение патологических изменений в человеческой психике.

Среди других часто встречаемых отклонений в психических процессах у взрослых выделяют:

— зависимость от психоактивных веществ;

— алкогольную зависимость;

— отклонения в интимной сфере,

— дефекты сна, такие как инсомния и гиперсомния;

— дефекты поведения, спровоцированные физиологическими причинами либо физическими факторами,

— болезнь Альцгеймера;

— умственную отсталость;

— эмоциональные и поведенческие отклонения в детском возрастном периоде;

— личностные расстройства.

Чаще психические заболевания и расстройства возникают еще в детско-подростковом возрастном периоде. Приблизительно 16 процентов детей и подростков имеют психические отклонения. Основные сложности, с которыми дети сталкиваются, можно разделить на три категории:

— расстройство психического развития – малыши в сравнении с ровесниками отстают в формировании различных навыков, в связи с чем испытывают трудности эмоционального и поведенческого характера;

— эмоциональные дефекты, связанные с сильно поврежденными чувствами и аффектами;

— экспансивные патологии поведения, которые выражаются в отклонении поведенческих реакций малыша от социальных устоев или проявлениями гиперактивности.

Причины пограничного расстройства

Причины болезни точно не установлены. Но скорее всего, здесь играют роль как факторы, связанные с генетикой, так и воздействие внешних обстоятельств (психологических, социальных).

Хорошо известно, что заболевают чаще всего те люди, которые уже имеют близких родственников, страдающих данной болезнью. Наличие родственников с этой болезнью в 5 раз увеличивает вероятность возникновения симптомов расстройства.

С другой стороны, развитию пограничного расстройства способствуют перенесенные ребенком в детстве психологические травмы. Это может быть:

  • насилие (физическое или эмоциональное) со стороны родителей,
  • их агрессия или отсутствие должного внимания по отношению к ребенку,
  • пренебрежение родителями своих обязанностей,
  • потеря близкого человека,
  • психические расстройства у родителей,
  • частые скандалы в семье,
  • длительные расставания в детстве с близкими людьми,
  • запрет на выражение эмоций,
  • неадекватные требования к ребенку со стороны родителей,
  • сексуальное насилие или домогательства.

Среди больных немало воспитанников детских домов. Однако у многих больных не наблюдается каких-то психологических предпосылок или травмирующих ситуаций в детстве.

У больных ПРЛ часто выявляются некоторые отклонения в строении мозга, а также в активности отдельных его участков по сравнению с нормой. В частности, у больных наблюдается гиперактивность лимбической системы, нарушения в работе миндалевидного тела, связанные с опознаванием эмоций на лицах других людей. У префронтальной коры головного мозга, ответственной за самоконтроль, активность обычно снижена. Может быть уменьшен объем гиппокампа, что отрицательно влияет на запоминание событий, связанных с межличностными отношениями.

У пациентов с ПРЛ усиленно вырабатывается гормон стресса-кортизол. Также существуют аномалии в объемах синтеза и работе некоторых нейромедиаторов, таких, как серотонин и дофамин. Активность серотониновых рецепторов у больных может быть снижена, а «гормон радости» – дофамин вырабатывается не в ответ на положительные события, а в ответ на негативные, что побуждает больного искать ситуаций, приносящих отрицательные эмоции.

Однако не совсем ясно, являются ли эти отклонения генетически обусловленными или же возникают в период развития мозга в детстве. Вполне возможно, что генетическая предрасположенность играет свою роль, однако формирование болезни происходит под воздействием экзогенных факторов, таких, как неблагоприятная психологическая обстановка.

Клиническая картина и диагностика

Главное в пограничном расстройстве личности – низкий самоконтроль, эмоциональная неустойчивость и импульсивность.

Американская диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам приводит диагностические критерии пограничного расстройства личности. Они делятся на 4 группы:

  • Эмоциональные:
    • эмоциональная неустойчивость;
    • часто сменяемое настроение: больной может несколько часов находится в состоянии дисфории, потом в тревоге, затем в удовлетворительном настроении;
    • частое ощущение внутренней опустошенности;
    • неадекватное проявление гнева, ярости, раздражения;
    • невозможность контролировать эмоции, что часто приводит к конфликтам в семье, дракам, увольнению с работы, антисоциальным поступкам.
  • Когнитивные:
    • нарушение идентичности: человек с расстройством личности не имеет устойчивого и постоянного образа о своем «Я»;
    • эпизодические бредовые идеи.
  • Импульсивные:
    • импульсивность проявляется минимум в двух сферах, которые могут нанести вред самому больному: алкоголизм, случайные сексуальные связи, наркотики, нарушение правил дорожного движения, переедание или голодание;
    • суицидальное поведение;
    • намеки на самоубийство;
    • акты самоповреждения (у больных часто обнаруживаются порезы и шрамы на руках).
  • Межличностные:
    • избегание межличностных близких отношений;
    • страх быть покинутым, страх одиночества;
    • вовлечение в нестабильные и напряженное взаимоотношения;
    • в отношениях чередуется обесценивание и идеализация.

В Международной классификации болезней 10-го пересмотра выделяется два подтипа нарушения:

  1. Импульсивный тип. В клинической картине доминирует эмоциональная неустойчивость; вспышки ярости и агрессии, которые невозможно контролировать; жестокость и бессердечность; неадекватная реакция на критику и осуждение со стороны окружающих людей.
  2. Пограничный тип. Доминирует нарушение восприятия собственного «Я», непонятные окружающим предпочтения (сексуальные, профессиональные, увлечения); постоянное ощущение внутренней пустоты; эмоциональные кризисы; эпизоды самоповреждения и суицидального поведения.

Нередко люди с расстройством личности страдают депрессией, нервной булимией, алкоголизмом, наркоманией, тревожным расстройством, чувством вины и отчаяния, мазохизмом, хроническим чувством одиночества. В 22% больные с пограничным расстройством имеют признаки антисоциального и избегающего расстройства личности.

Чтобы диагностировать патологию, нужно проводить клиническую беседу и психометрическое исследование. По результатам клинической беседы можно оценить симптомы, внутренний мир больного, поведенческие и эмоциональные реакции. Для уточнения диагноза проводится психометрическая оценка такими методами:

  • структурированное интервью для диагностики расстройств личности (SIDP-IV);
  • диагностическое интервью для пограничных пациентов (DIB-R);
  • психиатрическая оценка детей и подростков (CAPA);
  • скрининговый инструмент Маклина для выявления пограничного расстройства личности (MSI-BPD).

Причины диссоциативного расстройства

Диссоциацией называют специфический механизм, при помощи которого разум дробит на составные части или разделяет определенные воспоминания, образы, мысли сознания. Такие раздвоенные подсознательные мыслеобразы не стираются, могут повторно самопроизвольно всплывать в сознании вследствие воздействия некоторых пусковых механизмов, которые именуют триггерами. В качестве таких триггеров могут служить предметы, события, обстоятельства окружающие индивида во время возникновения травматического события.

Данное состояние вызывается сочетанием нескольких причин, таких как способность к диссоциации, тяжелый стресс, демонстрация защитных механизмов в процессах онтогенетического развития и детском периоде вследствие недостатка заботы и участливости к малышу при травматическом переживании или дефиците защиты от последующего враждебного опыта. Ведь с чувством единой идентичности дети не рождаются. Идентичность формируется, основываясь на большом количестве источников и множестве переживаний. В критических условиях детское развитие наталкивается на препятствия, и некоторые части того, чему надлежало быть интегрированным в сравнительно единую идентичность, так и остаются сегрегированными.

Многочисленные исследования демонстрируют, что практически 98% взрослых с наличием в анамнезе диссоциативного расстройства идентичности говорят о случаях насилия в детском возрастном периоде. Такие случаи насилия могут быть подтверждены документально у 85 % взрослого населения и у 95 % лиц детского и подросткового возраста с нарушением множественной личности и прочими похожими формами диссоциативного расстройства. Такие данные исследований демонстрируют то, что в детском возрасте насилие является одной из главнейших причин диссоциативного расстройства. Однако у некоторых пациентов не наблюдалось в анамнезе случаев насилия, зато все они переживали раннюю потерю родного человека, серьезную болезнь или иные серьезные стрессовые события.

Процесс человеческого развития от личности требует способности успешно интегрировать разные формы комплексной информации. В ходе онтогенетического формирования индивид проходит целый ряд этапов развития, в каждом из таких этапов могут быть сотворены различные личности. Умение продуцировать множественные личности встречается или обнаруживается не у каждого малыша, претерпевшего в детстве насилие, тяжелую потерю или травму. Больные с диссоциативным нарушением обладают умением свободно входить в состояния транса. Такое умение в совокупности со способностью к диссоциации, выступает как фактор для развития нарушения. Наряду с этим большинство детей, которые имеют эти способности, также обладают адаптивными механизмами, которые соответствуют норме, но не находятся в обстоятельствах, провоцирующих диссоциацию.

Диссоциация – это серьезный и довольно продолжительный процесс с огромным спектром действия. Если у индивида наблюдается диссоциативное нарушение, это еще не означает, что у него симптом психического заболевания. Не ярко выраженная степень диссоциативного нарушения может наступать вследствие стрессовых факторов, у субъектов, которые продолжительное время проводят без сна, при перенесении незначительной аварии. Еще одним простым примером диссоциативного нарушения у индивидов служит периодическая всецелая увлеченность фильмом или книгой, которая ведет к тому, что окружающий мир просто перестает существовать, а время проходит незаметно.

Итак, диссоциативное расстройство личности часто плотно связано с воздействием стрессовых факторов, которые ведут к стрессовым состояниям у индивидов. А стрессовые состояния могут наступить после перенесения различных травм, вследствие жестокого обращения, внутренних личностных конфликтов, дефицита внимания и безмерного сочувствия в детском возрастном периоде, умения делить собственную память и идентичность от осознания.

Так как индивиды не рождаются с чувством личностного единства, то дети, испытывающие стресс, остаются разделенными. У пациентов с расстройством идентичности часто в детском периоде случалось жестокое или постоянное насилие, которое может быть как физического воздействия, так и полового характера. Поэтому у малышей, проживающих в неблагоприятных жизненных условиях, наблюдаются разобщение разнообразных чувств и эмоций. Такие дети развивают умения защищаться от тяжелых жизненных условий посредством ухода в собственный особый мир. Каждый этап формирования может образовывать новые личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector