Сдвг у взрослых: симптомы и лечение

ADHD Symptoms

Symptoms in children

Symptoms are grouped into three types:

Inattentive. A child with ADHD:

  • Is easily distracted
  • Doesn’t follow directions or finish tasks
  • Doesn’t seem to be listening
  • Doesn’t pay attention and makes careless mistakes
  • Forgets about daily activities
  • Has problems organizing daily tasks
  • Doesn’t like to do things that require sitting still
  • Often loses things
  • Tends to daydream

Hyperactive-impulsive. A child with ADHD:

  • Often squirms, fidgets, or bounces when sitting
  • Doesn’t stay seated
  • Has trouble playing quietly
  • Is always moving, such as running or climbing on things (In teens and adults, this is more often described as restlessness.)
  • Talks excessively
  • Is always “on the go,” as if “driven by a motor”
  • Has trouble waiting for their turn
  • Blurts out answers
  • Interrupts others

Combined. This involves signs of both other types.

Symptoms in adults

Symptoms of ADHD may change as a person gets older. They include:

Диагностика СДВГ

При постановке диагноза СДВГ важную роль играет возраст. Определить симптомы этого заболевания у малышей младше 3 лет не представляется возможным, поскольку рассеянность для них — признак нормы. Отклонения зачастую становятся явными лишь в школьном возрасте. В большинстве случаев о наличии заболевания начинают подозревать школьные педагоги или психологи, родители же особенности развития склонны списывать на переходный возраст ребенка.

При подозрении на СДВГ маленького пациента нужно показать одному из перечисленных выше специалистов. Врач должен обладать достаточной квалификацией и опытом работы. Согласно утвержденным критериям, указанный диагноз ставится ребенку в том случае, когда у него сохраняется 6 признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение 6 месяцев. При первичном обращении к врачу проводится наблюдение и обследование маленького непоседы, которое включает такие методы, как:

  • интервью;
  • беседа;
  • непосредственное наблюдение;
  • получение информации от воспитателей, учителей и родителей с помощью диагностических опросников;
  • нейропсихологическое тестирование.

Необходимость применения указанных мер обусловлена тем, что за СДВГ могут скрываться различные заболевания соматической и неврологической природы, например, гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея. Для уточнения диагноза врач назначает консультацию узких детских специалистов:

  • эндокринолога;
  • лор-врача;
  • офтальмолога;
  • эпилептолога;
  • логопеда.

Кроме того, для подтверждения заключения может понадобиться лабораторное обследование, к методам которого относятся:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • ультразвуковая допплерография (УЗДГ);
  • общий и биохимический анализ крови.

При нарушении мелкой моторики в программу исследования включается методика NESS.

Наряду с этим, врачи для выяснения фактора, спровоцировавшего заболевание, нередко прибегают к генетическому обследованию родителей.

Причины СДВГ

Многие сторонние наблюдатели, увидев гиперактивного ребенка, могут решить, что он плохо воспитан. Но воспитание никак не связано с гиперактивностью. Причины появления данного нарушения исключительно биологические.

Предпосылки для возникновения СДВГ:

  • повреждение головного мозга различной степени и происхождения в пренатальном и перинатальном периоде; они могут быть минимальными, никак не проявляющимися внешне или имеющими косвенные признаки (например, повышенный тонус мышц). Около 15-20 лет назад специалисты употребляли термин «ММД», то есть «минимальная мозговая дисфункция», говоря о детях с СДВГ. Это понятие подразумевало, что ЦНС формально здорова, но имеет мелкие нарушения функционирования, которые и приводят к гипердинамическому синдрому.
  • недостаточное питание как плода, так и новорожденного;
  • асфиксия или гипоксия новорожденного;
  • интоксикация плода наркотическими или алкогольными веществами.

При гипердинамическом синдроме независимо от причин его возникновения отмечается поражение префронтальных зон лобных долей головного мозга. Это отдел «контроля и программирования» действий и поведения. То есть у детей с гиперактивностью снижен контроль над собственной деятельностью, а также есть трудности с планированием дальнейших действий (таким образом, они сосредоточены больше на настоящем моменте и тех стимулах, которые их окружают).

В 2005 году отечественными нейропсихологами было проведено исследование, в котором принимали участие дети дошкольного возраста: 50 детей с гиперактивностью и 30 нормально развивающихся детей.

По результатам исследования были выделены три группы нарушений функционирования головного мозга:

  1. Первичная дисфункция мозговых структур (стволовых и подкорковых), у которых вторично страдает функциональное развитие коры мозга. Наиболее всего повреждены префронтальные области (70% от общей выборки детей с гиперактивностью).
  2. Дети с аналогичными нарушениями мозга, но преимущественно повреждены базальные лобные отделы (20%).
  3. Случаи, при которых проявляется первичная функциональная недостаточность префронтальных отделов мозга (10%).

Для детей из первой и второй групп было характерно наличие цикличности действий и колебание степени работоспособности, концентрации внимания. Они легко отвлекались и быстро утомлялись. Психическое истощение при нагрузке наступало довольно быстро, но при этом ситуация не улучшалась при появлении более сильной мотивации к деятельности (интереса). Также у них была повышена импульсивность, агрессивные проявления, дезадаптация. В плане взаимодействия с другими было выявлено, что таким детям присуща настойчивость, импульсивность, хаотичность поведения. Это связано с нарушениями на уровне ствола головного мозга и его подкорковых отделов.

Для 3-й группы характерным являлось повышение устойчивости внимания при достаточной мотивации или заинтересованности деятельностью.

Исходя из вышенаписанного, были сделаны выводы, что у детей с СДВГ присутствует одна из двух проблем:

Мозг получается слишком мало энергии для работы из-за неверного взаимодействия «энергетических» структур (ствол и лимбическая система) и лобных долей

Нейропсихологи в связи с этим любят говорить, что внешней чрезмерно активной деятельностью ребенок пытается сам стимулировать свой мозг; недостаток внутренней энергии организм компенсирует переизбытком внешней).
Отсутствие способности сосредотачивать внимание на конкретной задаче из-за того, что от любого раздражителя ребенок получает одинаковую стимуляцию. Это связано с тем, что страдает энергетический блок мозга, отвечающий за обеспечение его активации и создание нужной мотивации.

Авторы исследования утверждают, что гиперактивность у детей с СДВГ проявляется как компенсация дефицита активационных влияний стороны ствола мозга и лимбической системы на кору больших полушарий. Поэтому основная цель необходимой нейрокоррекции — это наладить связь между «энергетическим блоком» мозга и «блоком программирования», дать нужным нейронным путям и структурам мозга дозреть для адекватной работы. Это позволит коре больших полушарий получать нужное количество энергии естественным образом, а мозг «научится» расставлять приоритеты в деятельности, планировать и принимать решения. Также повысится избирательность внимания, и ненужные стимулы мозг будет воспринимать как фон, а нужные — выделять и качественно обрабатывать.

Все эти эффекты успешно достигаются с помощью метода нейросенсорной слуховой стимуляции Tomatis.

Признаки и симптомы, диагностика СДВГ

Гипервозбудимость и нехватка внимания проявляются по-разному. Существует даже специальный классификатор, по которому можно разбить больных на группы:

  1. в диагнозе превалирует невнимательность;
  2. в поведении больше импульсивности;
  3. комбинированный тип.

К последней группе относят больных, у которых сильно выражена симптоматика 2-х первых типов. Чтобы поставить диагноз СДВГ, психология предлагает перечень признаков, по которым определяют каждый тип.

Критерии для диагностирования СДВГ

Тип Симптоматика
Невнимательность Ребенок:
• не учитывает детали или постоянно делает ошибки;
• трудно сосредотачивается на игровой деятельности или при выполнении задания;
• не слушает, когда с ним ведут беседу;
• не следует указаниям и не в состоянии довести до конца начатое;
• отличается неорганизованностью;
• не любит, а порой избегает заданий, требующих умственного напряжения;
• постоянно отвлекается на сторонние стимулы;
• в повседневных ситуациях забывчив и часто теряет игрушки, школьные принадлежности, инструменты
Гиперактивность Ребенок:
• постоянно ерзает на стуле, в стопах и кистях наблюдается беспокойное движение;
• не может оставаться на месте во время урока и часто бродит по классу;
• лазает по предметам, бегает там, где это неприемлемо;
• находится в постоянном движении;
• не в меру болтлив;
• не способен тихо заниматься делами или играть
Импульсивность Ребенок:
• вмешивается в беседы, часто прерывает говорящего;
• пристает к другим или мешает им выполнять дела;
• с трудом ждет своей очереди;
• не задумываясь, отвечает на вопрос, порой не дослушав его до конца

Так проявляется гиперактивность

Обратите внимание! Если хотя бы часть симптомов присутствует и наблюдается на протяжении полугода, можно говорить о том, что это синдром гиперактивности и отсутствия внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

Описанную симптоматику у детей до 3-х лет не всегда учитывают. Но стоит ребенку пойти в садик, затем в школу, сразу наблюдаются отличия в поведении. В каждой возрастной группе присутствуют свои особенности нервных нарушений.

СДВГ у детей

Возраст Особенности
Дошкольный Проявляется беспокойством, непослушанием, вспышками беспричинной злости или гнева. Ребенок не любит подчиняться правилам игры, не способен сконцентрироваться и завершить начатое.
Наблюдается чрезмерная активная моторика. Ребенок не умеет определять опасность и способен резко выбежать на дорогу или залезть на большую высоту. Своим поведением вызывает раздражение у взрослых и детей. Из-за этого отказывается общаться, игнорирует дружбу и ведет себя замкнуто, иногда и агрессивно
Начальная школа Синдром проявляется замкнутостью или, наоборот, импульсивными реакциями. Из-за неспособности влиться в трудовой процесс школьник не успевает в учебе, с усилием осваивает задания.
Одноклассники не принимают его в свою компанию, насмехаются, иногда проявляют открытую неприязнь. Это делает ребенка еще более замкнутым. На данном фоне закладываются первые «кирпичики» антисоциальных наклонностей и агрессивного поведения
Старшеклассники Если своевременно не была проведена коррекция расстройства, СДВГ в подростковом возрасте характеризуется еще большей агрессивностью, отказом подчиняться законам и общепринятым моделям поведения.
Больные данной возрастной группы часто становятся зависимыми от наркотиков, алкоголя, никотина. Им свойственны противоправные действия, связанные с опасностью для окружающих и себя лично

Отсутствие внимания

Диагностировать синдром желательно в раннем возрасте, чтобы успеть сгладить проблему. Когда ребенок достигнет подросткового периода, что-то изменить будет сложно, придется «пожинать плоды упущенных возможностей».

СДВГ у взрослого человека

У взрослых гиперактивность не может развиться на ровном месте. Если она проявилась, значит, в детстве уже наблюдались признаки, но на них либо не обратили внимания, либо не правильно истолковали. Детская болезнь у половины страдающих СДВГ сохраняется до зрелости и проявляется такими симптомами:

  • возникают сложности с выполнением поставленных задач;
  • управляющие функции нарушены;
  • наблюдаются трудности с концентрацией внимания;
  • человек тяжело входит в контакт и не способен поддерживать отношения;
  • ему присущи перепады настроения и нетерпеливость.

СДВГ у взрослых

Если детям свойственна гиперактивность двигательная, то сдвг у взрослых выражен суетливостью и беспокойством. Они не способны получить образование, освоить большинство трудовых навыков. Поэтому больные попадают в группу риска по безработице. Среди них много нарушителей правопорядка, участников ДТП, наркоманов.

ADHD testing and diagnosis

There’s no single test that can tell if you or your child has ADHD. A recent study highlighted the benefits of a new test to diagnose adult ADHD, but many clinicians believe an ADHD diagnosis can’t be made based on one test.

To make a diagnosis, your doctor will assess any symptoms you or your child has had over the previous six months.

Your doctor will likely gather information from teachers or family members and may use checklists and rating scales to review symptoms. They’ll also do a physical exam to check for other health problems. Learn more about ADHD rating scales and what they can and cannot do.

If you suspect that you or your child has ADHD, talk to your doctor about getting an evaluation. For your child, you can also talk to their school counselor. Schools regularly assess children for problems that may be affecting their educational performance.

For the assessment, provide your doctor or counselor with notes and observations about you or your child’s behavior.

If they suspect ADHD, they may refer you or your child to an ADHD specialist. Depending on the diagnosis, they may also suggest making an appointment with a psychiatrist or neurologist.

Лечение заболевания

В России дефицит внимания у детей распространен, его лечение состоит из комплекса мероприятий и контролируется на всех этапах. Главным воздействием на пациента считается психотерапия, а также коррекция поведения путем педагогического контроля и нейропсихологического влияния.

В первую очередь доктор проводит беседу с родителями и ближайшим окружением пациента, разъясняет им особенности взаимодействия с больным. Перед родителями устанавливаются задачи, которые необходимо обязательно выполнять:

  1. Воспитание должно быть строгим. Не следует сюсюкать, жалеть ребенка, все ему разрешать. В противном случае чрезмерная опека и любовь усилит протекающие симптомы заболевания.
  2. Не требовать от ребенка выполнения действий, с которыми он не в силах справиться. Невозможность выполнения поставленных задач ведет к увеличению капризности, нервозности, недовольства собой и еще большему падению самооценки пациента.

Для медикаментозного лечения назначается комплексная терапия. Препараты подбираются на основании выявленных признаков в индивидуальном порядке. Для лечения синдрома дефицита внимания применяются следующие средства:

  1. Для центральной нервной системы вегетативного характера, ее стимулирования прописываются Пемолин, Декстроамфетамин или Метилфенидат;
  2. Рекомендуется применение трициклических антидепрессантов, таких как Амитриптилин, Имипрамин, Тиоридазин;
  3. Следует принимать таблетки ноотропного ряда: Семакс, Ноотропил, Фенибут, Церебролизин;
  4. Психостимуляторы: Дексметилфенидат, Дексамфетамин или Левамфетамин.

Дополнительно назначаются витамины, стимулирующие мозговую активность. Терапия осуществляется в низких дозировках, чтобы не спровоцировать развитие у несовершеннолетнего побочных явлений.

Дополнительно к медикаментозному воздействию можно применять физиотерапию и лечебный массаж. Процедуры этого комплекса направлены на устранения травм, полученных при рождении малыша. Это положительно влияет на мозговое кровообращение и давление внутри черепа.

Применяется перечень упражнений:

  1. Лечебная гимнастика проводится ежедневно, стимулирует укрепление мышечной ткани плечевого пояса и шеи;
  2. Массаж зоны воротника – должен проводиться до 3-х раз в год по 10 процедур ежедневно в течение 10-15 минут;
  3. Проводится физиотерапия с помощью инфракрасного излучения, способствующего прогреванию определенной зоны. Осуществляется по 10-15 сеансов не чаще 2-х раз в год.

Назначать комплекс мероприятий физиологического воздействия должен только лечащий врач. Обращение к неквалифицированному специалисту может стоить больному здоровья.

Гиперактивность можно устранить и без комплексного медикаментозного лечения. Можно воспользоваться народными средствами, пропить успокоительные травы, такие как шалфей, ромашка или календула.

Кроме этого, следует набраться терпения и уделять маленькому человеку больше внимания, выполняя следующие рекомендации:

Находить время на общение с ребенком;
Отдать малыша в развивающие кружки;
Со школьником следует вместе учить уроки, больше заниматься, воспитывать его усидчивость и внимание;
При гиперактивности требуется найти применение его непоседливости и энергии: отдать на танцы, бег или другие подвижные спортивные занятия;
Не проявлять агрессию, не ругать больного, демонстрировать больше спокойствия и сдержанности;
Поддерживать все начинания и увлечения своего ребенка

В этой ситуации важно не спутать вседозволенность и принятие маленького человека в качестве самостоятельного индивида.. При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат
Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия

Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача

При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат. Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия. Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача.

Синдром дефицита внимания у детей проявляется разными симптомами. Если выявить заболевание на начальных стадиях, то его можно быстро излечить даже при отсутствии препаратов. В такой ситуации залогом для победы над заболеванием являются терпение и настойчивость родителей в воспитательных моментах.

Related Conditions

Those with ADHD are also prone to a variety of other issues including anxiety, learning disabilities, oppositional defiant disorder, substance abuse, bipolar disorder,12 depression, and social anxiety.

Studies have shown that having a co-morbid condition is often a hallmark for a more severe form of ADHD. This is why it’s critical that an ADHD evaluation also includes an assessment for these related conditions, as well as ongoing screenings if an ADHD diagnosis is made. If another condition is also diagnosed, your doctor can recommend a number of treatment options that, similar to ADHD, will include medication and therapy.

Медицинские критерии наличия нарушений

Для постановки соответствующих диагнозов необходимо сочетание ряда факторов:

  • появление первой симптоматики дефицита внимания до 7-летнего возраста (обычно начинается в возрасте 3-4 лет), гиперактивность может проявиться уже в годовалом возрасте);
  • сохранение симптомов высокого уровня дезадаптации в течение минимум полугода;
  • развитие внимания, активности, импульсивности поведения и адаптационных способностей, не соответствующих возрасту;
  • снижение привычно повышенного уровня активности при попадании в незнакомую обстановку или при контакте с новыми людьми – происходит временное торможение за счет волнения;
  • повышенная чувствительность к раздражителям;
  • снижение чувства страха и способности держать тактичную дистанцию при взаимодействии;
  • неразвитость социальных навыков, отсутствие социальной адаптации среди сверстников и взрослых в пределах детского сада, школы и других учреждений, несмотря на сохранность интеллектуальных и когнитивных процессов. Проблемы с режимом дня дома, затрудненное общение с родственниками.

Нарушение внимания проявляется с 3-4 лет неспособностью доводить начатое до конца, а сохранение активного направленного внимания обычно длится не более, чем несколько минут

Дети с данным синдромом часто отвлекаются на окружающие предметы и внешние раздражители, но при достаточной внутренней мотивации способны удерживать внимание в заданных рамках на более длительное время

Гиперактивность дает о себе знать уже в первый год жизни через осуществление ребенком бесцельных непрерывных движений, прыжков и перемещений. Ходить такие дети начинают значительно раньше остальных, при этом забираются в различные места, достают вещи, ломают их. Хождение обычно не имеет цели, а поведение носит деструктивный характер, поэтому за ними необходим постоянный присмотр. Тем не менее, такое поведение в годовалом возрасте еще не может служить поводом к постановке диагнозов и может со временем пройти самостоятельно, но требует наблюдения специалистов, чтобы в случае необходимости вовремя начать коррекцию и лечение.

What Is ADHD?

When you hear the term “ADHD,” what pops into your mind is probably something along the lines of a shrieking kid running circles around the table instead of sitting down to do his math homework. But this image of a child gone wild isn’t an accurate picture of ADHD because the condition is a lot more complicated than that. And let’s face it, it’s totally normal (even for adults) to lose focus from time to time or have trouble sitting still. And really, what kid wouldn’t rather do anything but his homework?

Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) is a neurodevelopmental condition affecting both children and adults (yup, it’s not just a kid problem). 1 In fact, about 8 million adults in the US are living with the condition, and according to data compiled by the CDC, the estimated number of children diagnosed with ADHD is 6.1 million.2

“The term, ‘attention deficit’ can be misleading because those with ADHD can pay attention; they just struggle to regulate it,” says Laura Rossillo, AAC, founder of Perfectly ADHD in Roslyn Heights, New York, which offers parent training, individual coaching sessions, support groups, and monthly workshops on various topics related to ADHD. “And, once someone with ADHD learns how their brain functions and what works for them, they can adapt by using their strengths to solve problems,” she says.

ADHD develops when the brain and central nervous system suffer impairments related to the growth and development of the brain’s executive functions — such as attention, working memory, planning, organizing, forethought, and impulse control. In other words, the skills that help us plan, prioritize, and execute complex tasks are compromised as a result of ADHD. The majority of kids who have ADHD do not outgrow it (but some do) so the disorder continues into adulthood. In fact, symptoms persist into adulthood in 60% of cases.

Treatment of ADHD can mean the difference between a person who thrives or a person who truly struggles in life, Rossillo explains. “Without proper support and treatment, those with ADHD may receive unwanted attention, suffer in their personal relationships, and struggle to achieve their goals,” she says. This is especially true for children with ADHD who may have lower self-esteem or less confidence in their abilities.

Article continues below

Concerned about ADHD?

Take our 2-minute Attention Deficit Hyperactivity Disorder quiz to see if you may benefit from further diagnosis and treatment.

Take ADHD Quiz

Not to mention, what may seem like a lack of motivation could really be a fear of failure holding them back. These kids may also be at risk for poor grades, anxiety, depression, or substance abuse — or engage in risky behaviors like drugs, smoking, or drinking, Rossillo says. “Adults who are left untreated may be highly unorganized and find it hard to hold onto a job.”

Natural remedies for ADHD

In addition to — or instead of — medication, several remedies have been suggested to help improve ADHD symptoms.

For starters, following a healthy lifestyle may help you or your child manage ADHD symptoms. The Centers for Disease Control and Prevention (CDC) recommends the following:

  • eat a
  • get at least 60 minutes of physical activity per day
  • get
  • limit daily screen time from phones, computers, and TV

Studies have also shown that yoga, tai chi, and spending time outdoors can help calm overactive minds and may ease ADHD symptoms.

is another option. Research in adults and teens has shown meditation to have positive effects on attention and thought processes, as well as on anxiety and depression.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector