Зрр у детей: симптомы и лечение. как помочь заговорить ребенку

Диагностика

Диагностирование и выявление этиологии задержки речевого и психического развития требует комплексного подхода и предполагает осуществление следующих мероприятий:

  • изучения истории болезни и анамнеза жизни не только пациента, но и его близких родственников – для поиска основного этиологического фактора;
  • тщательного физикального осмотра, направленного на оценивание остроты слуха и зрения, проведение тестов психомоторного развития и определение моторики мышц лица;
  • детального опроса родителей на предмет первого времени появления симптоматики и влияния окружающих факторов внутри семьи.

Проведение МРТ

Это основные методики диагностики, которые могут дополняться такими инструментальными обследованиями, как:

  • ЭКГ;
  • ЭхоЭГ;
  • МРТ;
  • дуплексное сканирование артерий головы.

Лабораторные исследования крови и урины не имеют диагностической ценности. Помимо педиатра, в диагностике принимают участие следующие специалисты:

  • детский психиатр и психолог;
  • логопед;
  • детский отоларинголог и .

Дифференциальная диагностика ЗРР предполагает отличие подобного расстройства от:

  • тугоухости;
  • олигофрении;
  • аденоидов;
  • хронического протекания отита;
  • заболеваний с элементами аутизма;
  • элективного мутизма;
  • общее недоразвитие речи (ОНР).

Формирование речи ребенка: нормы и критические периоды

Чем раньше родители обратили внимание на патологии в речевых навыках у ребенка, тем легче и эффективнее будет лечение. А для этого нужно понимать этапы формирования речи, возрастные нормы и критические периоды, когда риск появления патологий особенно велик

Процесс развития навыков устной речи:

От рождения и до 7 лет специалисты выделяют три критических периода для формирования языка. Это время, когда наблюдается пик в развитии речевых навыков. Опасность состоит в том, что даже незначительное негативное внешнее влияние в это время может стать причиной нарушения речевой функции.

Критические периоды:

  • 1-2 года. Период интенсивного развития отделов коры головного мозга, отвечающих за речь. При негативных условиях может развиться ЗРР или алалии;
  • 3 года. Период, когда пассивный запас слов переходит в активный, и развивается связная речь. Риск возникновения заикания и мутизма;
  • 6-7 лет. Структура речи усложняется, словарный запас значительно увеличивается. Неблагоприятные факторы на этом этапе могут стать причиной заикания или афазии.

Занятия на формирование зрительного и звукового восприятия

Слух и зрение играют огромную роль в формировании представления о мире. Если по какой-то причине звуковое восприятие нарушено, ребенку сложно дифференцировать и распознавать звуки. И, как следствие, возникают сложности с речью.

Зрительное восприятие же не только формирует картину окружающего мира, но и закладывает основы для развития логики. Конкретные зрительные образы формируют понимание размера, цвета, формы, учат сравнивать их и объединять по схожести.

Это основы развития психики и речи. Неудивительно, что коррекционные домашние занятия при ЗРР должны начинаться именно с игр и упражнений на развитие этих двух направлений.

Игры и упражнения при ЗРР на формирование звукового восприятия:

Упражнение, игра
Описание
Угадай-ка
Для игры необходима предварительная подготовка. Понадобятся карточки с изображением животных или птиц и звуки их голосов. Взрослый включает в произвольном порядке записи криков животных, малыш должен показать, кто именно так говорит
Имитация
Это может быть следующий по сложности вариант предыдущей игры или отдельное упражнение. Малыш должен имитировать звук, который издает указанное животное

Как говорит коровка? А как говорит кошка? Постепенно задание можно усложнить, попросив имитировать более сложные звуки: машинный гудок, скрип двери, стук каблуков
На прогулке
Гуляя по городу, парку, обязательно обращать внимание ребенка на внешние звуки. Не видя источник, малыш должен научиться распознавать их

В дальнейшем, когда речь начнет формироваться, можно обсудить услышанное, сравнить, на что звуки похожи, сымитировать их
Домашний оркестр
Очень веселая игра, которую любят все дети без исключения. Дошкольник и взрослый выбирают любые домашние предметы, с помощью которых можно издавать звуки. Это могут быть крышки, кастрюли, столовые ложки, банки с сыпучими продуктами. Задача — получить как можно больше самых разных звуков. Можно экспериментировать с ритмом, громкостью, темпом. Музыкальная ценность не имеет значения, гораздо важнее то, что малыш научится извлекать различные звуки и узнавать их. В дальнейшем задачу можно усложнить: с закрытыми глазами он на звук должен определить предмет, который прозвучал
Скажи, что звучит
Для игры понадобятся 6-10 непрозрачных баночек или коробочек и различные мелочи (скрепки, крупа, пуговицы, бусины). Из этих компонентов готовятся два одинаковых комплекта. Один у взрослого, второй у ребенка. Взрослый берет свою коробочку, трясет ее. Ребенок не открывая, по звуку должен найти у себя такую же коробочку. Постепенно количество коробочек должно увеличиваться

Упражнения для детей с задержкой речевого развития (ЗРР) на формирование зрительного восприятия:

Упражнение, игра Описание
Монохромная мозаика Для проведения игры понадобится обычная мозаика. Взрослый загадывает цвет, ребенок должен собрать рисунок из деталей только этого цвета. На первых этапах лучше всего это делать совместно, но не выполнять задание вместо малыша. Это же упражнение поможет в развитии мелкой моторики рук
Повтори Материалы: счетные палочки, кубики конструктора. Взрослый из элементов конструктора выкладывает простые фигуры, ребенок должен повторить. Постепенно взрослый составляет фигуры все сложнее, из большего количества элементов (домик, снежинка, человечек)
Найти пару Понадобятся карточки различной тематики. Упражнение хорошо еще и тем, что значительно обогащает пассивный словарный запас. Взрослый предлагает ребенку несколько карточек, изображение на двух из них имеет какой-то общий признак. Сначала это должно быть что-то явное, позже — менее очевидное. Например, две птицы среди карточек с

животными. Или два несъедобных предмета среди карточек с едой.

Лабиринт Упражнение учит быть внимательным к деталям, целенаправленно перемещать направление взгляда. Эта увлекательная игра не только учит внимательности, но и формирует глазомер.

Лабиринты или цепочки взаимосвязанных предметов (провода от приборов и розетки, веревочки с предметами) можно найти в детских книжках или интернете, а можно нарисовать самостоятельно. Цель упражнения — выяснить конечную цель, найти выход из лабиринта

Составь фигуру Сложное упражнение, которое нельзя использовать в начале работы по коррекции ЗРР. Ребенку предлагается обведенный контур на листе картона, который он должен заполнить. Для заполнения могут использоваться блоки, различные кубики или просто разрезанный на неодинаковые кусочки картон

Это только незначительная часть игр и упражнений, которые можно использовать для занятий дома.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Если вовремя обратится за медицинской помощью, то такие дети уже к 5-7 годам догоняют своих ровесников.

При несвоевременном лечении у ребенка могут возникнуть следующие осложнения:

  • отставание от ровесников в умственном и психическом развитии;
  • увеличение этой разницы с возрастом;
  • проблемы с обучением в школе. В некоторых случаях ребенка могут перевести во вспомогательную школу.

Поэтому всегда легче провести профилактику патологии, чем ее лечение. Детей с самого раннего возраста нужно учить высказывать желания, мнение, показывать свои эмоции. Все это в полном объеме должны выполнять родители малыша. С ребенком нужно часто и долго контактировать, чтобы развивать речь, поощрять при достижении результатов.

Начать проводить такую работу нужно еще до появления малыша на свет, в период эмбрионального развития. Рассказывайте о своем настроении, о том, как у вас прошел день, о вещах, которые вы для него приобрели, о том, какие они красивые и яркие. Все эти разговоры способствуют укреплению связи между малышом и мамой, позитивно влияют на развитие иммунитета и речи.

Как можно чаще включайте приятную спокойную музыку (лучше всего классическую). Она хорошо влияет на развитие всех участков мозга.

Для развития речи ребенка ему нужно читать книги, изучать с ним стихотворения. Огромное значение в развитии речи малыша играет мелкая моторика рук. Поэтому ребенка нужно учить рисовать, лепить фигуры из пластилина, играть с ним в пальчиковые игры. Все это можно выполнять в домашних условиях. Даже в том случае, если у ребенка до трех лет отсутствуют проблемы с речью, все равно нужно как можно больше общения для предотвращения проблем в дальнейшем.

Задержка речевого развития

ЗРР у ребенка (расшифровка диагноза) — это заболевание, диагностируемое в раннем возрасте (до 3 лет), связанное с задержкой в овладении разговорной речью. Чаще всего страдают мальчики. Диагноз ЗРР проявляется количественно (недостаток запаса слов) и качественно (не умеет связно излагать свои мысли). Отрицательно сказывается на психическом развитии, поэтому диагнозы ЗРР и ЗПР часто сопутствуют друг другу.

Признаки ЗРР

Предварительное определение задержки речевого развития возможно по следующим признакам:

  • на раннем периоде лепета или гуления наблюдается однотипность произносимых звуков, их недостаточность или полное отсутствие;
  • отсутствует реакция на внешние звуки;
  • неспособность к двум годам произносить полностью слова;
  • в три года малыш не может составить простую фразу, предложение;
  • полное отсутствие речи к трем годам;
  • для выражения своих чувств и желаний предпочитает использовать мимику и жесты, но не звуки.

Наличие хотя бы одного признака требует тщательного обследования у врачей.

Причины ЗРР

После того, как диагноз невролога ЗРР у ребенка подтверждается, необходимо полное обследование, чтобы выяснить причины отклонений. Именно характер первопричин определяет дальнейшее лечение. К сожалению, в 30% случаев, выяснить, что же привело к нарушению, не удается.

По Хватцеву М.Е. все существующие причины ЗРР можно объединить в 4 группы:

Органические
  • наследственные патологии,
  • патологии, осложнения в пренатальный период,
  • осложнения при родах
Функциональные
  • патологии НС,
  • соматические заболевания,
  • последствия перенесенных болезней в первые годы жизни
Психоневрологические
  • нарушения в работе сенсорной системы,
  • особенность психики,
  • неравномерное формирование отделов речевой системы
Социально-психологические
  • специфика внутрисемейного воспитания,
  • перенесенная психологическая или эмоциональная травма, сильный стресс,
  • сиротство

Огромное значение для формирования речи имеет семья. Недостаток общения, внимания, гиперопека — все это может привести к ЗРР.

Как показали исследования, негативно влияет также избыток внешней информации. Ребенок, привыкший к шумной обстановке (постоянно включенный телевизор, музыка), начинает воспринимать внешние звуки как «белый шум».

Но наиболее часто ЗРР возникает по биологическим (органическим) причинам. Это могут быть: минимальная мозговая дисфункция, перенесенные менингиты и энцефалиты, различные травмы и инфекции.

Минимальная мозговая дисфункция с ЗРР

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) с ЗРР — диагноз невролога, который означает патологию ЦНС, приводящую к нарушению речи и эмоциональной сферы. Дети с диагнозом ММД с ЗРР обладают повышенной возбудимостью, активностью, им трудно усидеть на одном месте. Однако, нарушения в работе подкорковых структур мозга при этом диагнозе минимальны и хорошо поддаются лечению.

Терапия при диагнозе ММД с ЗРР включает в себя:

  • прием медикаментов (к сожалению, без них терапия не даст положительного результата);
  • методики с применением нейроакустики (технология, разработанная А.Томатисом);
  • занятия с логопедом и психологом;
  • контроль режима дня и уровня физической нагрузки.

Энцефалопатия с ЗРР

Задержка речевого развития может быть следствием поражения клеток мозга (энцефалопатии). С диагнозом и последствиями энцефалопатии с задержкой речевого развития сталкиваются многие родители. На сегодняшний день это наиболее частый диагноз у годовалых детей, которые попадают на прием к неврологу. Энцефалопатия может возникнуть как в период внутриутробного развития (перинатальная или ПЭП), так и позже, как следствие травмы, отравления, инфекции. Диагноз ПЭП с ЗРР чаще всего ставится на первом году жизни ребенка.

Резидуальная энцефалопатия развивается вторично, как следствие другого заболевания или ПЭП. При диагнозе РЭП с ЗРР необходим комплексный подход в лечении: коррекционные занятия у логопеда, прием лекарственных препаратов, массажи, лечебная физкультура, рефлексотерапия.

Прогноз ЗРР

В случае если диагноз поставлен не вовремя, последствия могут быть очень серьезными:

  • отставание в общем развитии, которое будет усугубляться с возрастом;
  • проблемы с учебой;
  • сложности в социализации;
  • формирование комплексов, заниженной самооценки, проблемы с самореализацией.

Но при своевременном определении ЗРР и комплексном лечении уже 6-7 годам ребенок догоняет своих сверстников (при условии, что устранены первопричины и правильно выстроена терапия). В данном случае, усилия врачей без поддержки родителей не дадут результата

Очень важно, чтобы дома соблюдались все требования и рекомендации специалистов

4 года

Если в возрасте 2-3 лет иногда бывает сложно говорить о наличии какого-либо нарушения в общем развитии или констатировать задержку в развитии речи, то к 4-летнему возрасту дети с симптомами ЗРР заметно отличаются от нормально развивающихся сверстников

У них нельзя отметить явные нарушения темпа формирования таких психических функций, как память, внимание или мышление. А вот симптомы ЗРР у детей 4 лет, как правило, представляют комплекс отставаний в развитии:

  • нарушения в звуковой стороне речи;
  • небольшое количество слов, образующих пассивный и активный словарь;
  • использование одних и тех же слов и их сочетаний;
  • «проглатывание» окончаний слов;
  • затруднения в построении связного высказывания;
  • неумение образовывать грамматические формы имен существительных, прилагательных, местоимений, глаголов;
  • неспособность связно и логично пересказать небольшой текст или рассказать о каких-либо событиях.

Если в 4 года ребенок затрудняется в выборе предлога в активно использующихся конструкциях («книга на столе», «кошка под столом», «суп в тарелке» и др.), а его речь отличается отсутствием плавности, неуверенностью, то следует обязательно проконсультироваться у специалистов в области психологии, дефектологии и логопедии. Логопед сможет проконсультировать, как определить задержку речевого развития у ребенка, и предложит рекомендации по коррекции речевой деятельности. Если с ребенком с симптомами ЗРР не заниматься систематически, в дальнейшем ему будет сложно адаптироваться в детском коллективе и получить полноценное образование.

Симптоматика

По каким признакам можно определить, что ваш малыш отстает в речевом развитии? Первые симптомы могут появиться еще в период до года, но большинство родителей редко обращают внимание на незначительные отставания в вербальном развитии малыша. Предвестниками ЗРР в младенческом возрасте могут быть:

  • маловыразительный крик или его отсутствие;
  • поздний период гуления, недостаточная интонированность звуков;
  • позднее появление лепета или его отсутствие, малыш не может долго произносить одинаковые звуки;
  • лепет не является самостоятельным видом вербальной деятельности, то есть малыш не использует его для общения с окружающими;
  • длительный период использования «лепетных» слов;
  • отсутствие подражательных действий за взрослыми.

Главный симптом ЗРР – позднее появление первых слов и простых фраз. У таких детей первые слова могут появиться только к 2 годам, а простая фраза – к 3. Но говорят они нечетко, окружающие с трудом понимают их. В три года ребенок не может строить предложения и использовать их для общения с окружающими. Для осуществления коммуникации малыш по большей части пользуется мимикой и жестами.

Кроме речевой симптоматики, у детей с ЗРР может быть и неврологическая:

гиперактивность или, наоборот, ребенок слишком медлительный;
малыш с трудом адаптируется к новым условиям;
не идет на контакт с окружающими;
предметная избирательность в игре и избирательность в общении;
отставание в моторной сфере;
неустойчивое внимание.

При проявлениях описанной симптоматики нужно провести комплексную диагностику, которая поможет установить точную причину появления дефекта. А потом подобрать эффективные пути коррекции.

Причины ЗРР

Органические причины

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.

Биологические факторы:

  1. Минимальная мозговая дисфункция . Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
  2. Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
  3. Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
  4. Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социальные причины

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Лечение задержки речи (ЗРР) у детей

При ЗРР терапию нужно начинать при первых тревожных признаках. Лечение должно быть комплексным. Наиболее полные варианты предоставляются в санаториях и специализированных центрах.

Занятия для детей с задержкой речевого развития проводят:

️ логопеды;

️ неврологи и психиатры;

️ рефлексотерапевты;

️ психологи.

На всех занятиях обязательно должны присутствовать родители. Если лечение начинается рано, то и эффективность его повышается. Существует вероятность, что ребенок будет учиться и нормально впишется в окружающую среду.

Важнейшие направления терапии

В любом медицинском заведении применяются основные направленности лечения:

1. Микротоковая рефлексотерапия – это воздействие на мозговые точки очень слабыми электроимпульсами. Они способствуют восстановлению ЦНС в пораженных участках. При ЗРР происходит воздействие на мозговые зоны, которые связаны с речью – запасом слов, пониманием, звуковым воспроизведением. Это очень эффективно при гидроцефалии. Метод показан для детей с полугода.

2. Медикаментозная терапия назначается после КТ, ЭЭГ и других обследований. Они выявляют заболевания ЦНС. Затем разрабатывается индивидуальная схема терапии. Чаще прописываются «Пирацетам», «Кортексин» и подобные им.

3. Занятия, проводимые логопедами и дефектологами, направлены на укрепление памяти, расширения мелкомоторной функции и мышления. Занятия проводятся для детей с 4-5 лет. Обучение направлено на составление предложений, обучению жестикуляции.

Другой вариант – остеопатия, во время которой происходит воздействие на активные точки на дерме, корректируется нервная система, психика и обмен веществ ребенка. Лечение может проводиться за рубежом – в Германии, Израиле или Китае. Однако стоимость терапии довольно высокая.

Центры развития детей

Центры формирования детей задержкой речевого развития работают по всей России. При поступлении в такое заведении ребенка проводится общий осмотр. Определяется, как малыш формируется физически, имеются ли двигательные навыки, нет ли тяжелых отклонений. Проверяется, не было ли психологических травм, как происходит общение с людьми – стесняется или нет, реагирует ли на родных и посторонних.

При этом обращается внимание на другие факторы:

️ отзывается ли малыш на свое имя;

️ понимает ли родительскую речь и воспринимает ли ее;

️ как разговаривает – чисто или глотает окончания;

️ жестикуляция, мимика;

️ трудности при разговоре;

️ наличие мелкой моторики, врожденных заболеваний речевого аппарата.

Иногда признаки ЗРР выражены слабо и почти незаметны. Определить это могут только специалисты центра.

Популярные медицинские заведения разных стран:

️ «Шнайдер» – детская больница на территории медцентра имени Рябинина, на Ближнем Востоке.

️ «Цинциннати» – это ведущий педиатрический центр в США.

️ Клиника на Гайсах осуществляет лечение даже в самых сложных случаях.

️ Больница для детей «Сафра», расположенная в Рамат-Гане, – подразделение израильской «Шибы».

️ «Портленд Хоспитал» – английский центр здоровья.

️ «Исида» – украинская клиника.

️ Центр «Алин» осуществляет лечение детей с врожденными патологиями.

️ Итальянская клиника «Bambino Gesu».

️ Детская больница в Таллине – многопрофильное медучреждение.

В зависимости от причин, вызвавших ЗРР, назначается курс терапии. В него включаются консультации психолога, физиопроцедуры. Во всех центрах существует предварительная запись.

Санаторное лечение детей

Лечение ЗРР только с помощью одного направления невозможно. Необходим комплексный подход. В санаторное лечение, кроме медикаментозной и рефлексотерапии входит:

  • Музыкотерапия.
  • Остеопатия, когда мануальный терапевт производит балансировку нервной системы, воздействуя на конкретные точки на теле.
  • Иппо- и дельфинотерапия. Уже дано врачи сделали вывод, что общение с животными оказывает положительное влияние на психику детей.

Самые популярные санатории для детей с задержкой психоречевого развития находятся на черноморском побережье, в Анапе, Сочи, Геленджике. Большим спросом пользуются израильские медучреждения.

ЗРР – это не приговор. Тем более, если лечение было начато вовремя. Однако в любом случае прекращать коррекцию развития нельзя и после 5-7 лет. Родителям потребуется много терпения, но при постоянных усилиях результат все равно будет виден.

Норма развития речи у детей

Развитие речи у детей всегда происходит по-разному и зависит от множества различных факторов

Каждый ребенок индивидуален, что важно учитывать. Однако, обязательно нужно точно понимать разницу между нормой и патологией, чтобы родители могли своевременно распознать формирование патологии

Существуют общепринятые, примерные нормы, по которым и можно прослеживать развитие речи ребенка. При наличии тревожных признаков, нужно сразу же обратиться к специалисту для проведения коррекции и грамотного лечения.

Нормой считается, если словарный запас ребенка в 3 года составляет примерно 1000 слов. Речь его уже хорошо понятна родителям и тем, с кем ежедневно общается. Он уже хорошо понимает, что ему говорят, и умеет отвечать. Ребенок в этом возрасте уже хорошо ориентируется в домашней обстановке и знает наименование многих предметов. Он помнит имена всех своих родных и свое собственное имя.

Ребенок знает назначение вопросов и может точно на них ответить. В возрасте 4 лет малыш может достаточно свободно говорить на разные, но простые темы. Однако стоит отметить, что предложения у него еще короткие и односложные. Если есть отклонения от принятых норм, то можно заподозрить задержку речевого развития.

Нормы развития речи

Самая первая “речь” ребёнка – это плач, как только он появился на свет. Здесь участвуют самые главные органы речевого аппарата: артикуляционные, дыхательные и голосовые

Уже здесь опытный врач неонатолог сможет определить всё ли в норме, он обратит внимание на время первого крика, он должен быть в течении первой минуты после рождения, также громкость и звучание крика

Дальше идёт самый важный период – подготовительный (предречевой) – это первый год жизни малыша. Здесь малыш проходит несколько этапов :

  • Гуление: в норме наступает примерно в 1,5 – 2 месяца
  • Лепет : в норме в 4-5 месяцев у малыша начинается лепет
  • Лепетные слова : с 8 месяцев
  • Первые слова : у девочек обычно в 9-10 месяцев, а у мальчиков ближе к году.

Если все эти этапы были в порядке, то в норме малыш в 1 год может говорить примерно около 10 односложных слов (мА-мА, па-па, и т.д.).

Дальше идёт период с 1- 2 лет, здесь ребёнок активно накапливает свой пассивный словарь, всё больше понимает, но сказать пока не всё получается

Поэтому так важно в этот период, как и в любой другой, очень много с ретенком разговаривать, обо всём что он видит

В возрасте 1,6-1,8 г., у ребёнка начинают появляться двухсложные слова (пока, вода, деда и т. д.). Поэтому этом периоде малыша может “прорвать” на слова, то что он так копил в своём пассивном словаре, начинает появляться в его активном словаре, и малыш начинает активно пользоваться этими словами. “Прорвать” на слова может и чуть позже, примерно в 2 года ,в этом ничего страшного нет, в этом возрасте детки очень быстро догоняют своих сверстников, и даже перегоняют.

В 2 года у ребёнка начинает появляться фразовая речь. Для фразовой речи нужны обязательно глаголы, поэтому в норме, к 2 годам появляются в речи ребёнка и глаголы (мама дай, папа ди(иди), дай воды и т. д.). Активный словарь ребёнка насчитывает примерно 50 слов.

В 2,5 года ребёнок уже может составлять предложения, состоящие из 3-4 слов, использует примерно 250 слов в своём активном словаре.

С 3-х до 4-лет ребёнок говорит развёрнутыми предложениями, усваиваются грамматические формы, использует слова с изменением по числам и родам, употребляет правильно прилагательные, местоимения, наречия. Активный словарь к 4 годам состоит из 1500 тысячи слов.

Коррекционная работа при диагнозе ЗРР

Независимо от причин, приведших к образованию ЗРР, коррекция состоит из двух обязательных направлений: медицинского и психо-педагогического. Медицинское включает в себя прием лекарственных препаратов, проведение различных процедур. Терапия назначается врачом-дефектологом только после тщательного обследования и подтверждения диагноза ЗРР.

Для начала психолого-педагогической работы не обязательно ожидать официального диагноза, достаточно понять, что вызывает у ребенка наибольшее затруднение. В данном случае, чем раньше начнется работа, тем лучше. Многие упражнения и занятия могут проводить сами родители под контролем врача-дефектолога.

Коррекционная работа логопеда и родителей при ЗРР строится по следующим направлениям:

работа по улучшению восприятия речи других людей

Для развития импрессивной речи ребенка важно подробно проговаривать каждую ситуацию, действие, называть предметы;
формирование экспрессивной речи, то есть навыка устного общения. Экспрессивная речь возникает только после того, как ребенок достигнет определенного уровня понимания языка

Для его формирования очень важна эмоциональная близость со взрослым, доверительные отношения;
развитие общей и мелкой моторики. Давно была доказана взаимосвязь двигательной активности и уровня речевого развития, поэтому это направление коррекционной работы очень важно;
работа с артикуляцией;
работа по развитию таких свойств устной речи как тон, темп, ритм, дикция и логические ударения.

Помимо традиционных, в последнее время все чаще используются нестандартные методы коррекции ЗРР: арт-терапия, цветотерапия и другие. Основная цель — заинтересовать ребенка так, чтобы у него было желание заниматься и изучать что-то новое. Именно от этого зависит эффективность упражнений.

Диагностика ЗРР

Если вы или ваш врач подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы, раннее обследование у логопеда и детского невролога имеет решающее значение. Конечно, если в конце концов окажется, что никаких проблем нет, оценка может облегчить ваши переживания.

При проведении оценки логопед будет рассматривать речевые и языковые навыки ребенка в контексте общего развития. Помимо наблюдения за вашим ребенком, логопед будет проводить стандартизированные тесты и шкалы, а также искать вехи в развитии речи и языка.

Логопед также оценит:

  • то, что понимает ваш ребенок (называется рецептивным языком)
  • то, что ваш ребенок может сказать (называется экспрессивным языком)
  • если ваш ребенок пытается общаться другими способами, например, указывая, качая головой, жестикулируя и т. д.
  • развитие звука и ясность речи.
  • орально-моторный статус вашего ребенка (как у ребенка рот, язык, небо и т. д., работать вместе для речи, а также есть и глотать)

Если логопед обнаружит, что ваш ребенок нуждается в логопедической терапии, ваше участие будет очень важным. Вы можете наблюдать за сеансами терапии и научиться участвовать в этом процессе. Логопед также будет давать домашние задания, которые необходимо будет выполнять дома с ребёнком. Только при совместной работе логопеда и родителей можно добиться хорошего результата.

Оценка, проведенная логопедом, может обнаружить, что ваши ожидания просто слишком высоки. Учебные материалы, описывающие этапы и этапы развития, могут помочь вам взглянуть на своего ребенка более реалистично.

ЗПР, ЗРР, ЗПРР: что это за диагнозы

  • ЗПР. Задержка психического развития. Ставится детям, у которых нарушено нормальное развитие психических функций — мышления, памяти, внимания, способностей к обучению и приобретению новых навыков.
  • ЗРР. Задержка речевого развития. Ставится детям, у которых к 3-4 годам мал словарный запас или нет фразовой речи, при нормальном темпе развития психики.
  • ЗПРР. Задержка психического и речевого развития. Совмещает в себе и отставание в формировании психики, и задержку развития речи.

Воспитатели детского сада могут сообщать, что ребенок ведет себя «странно», агрессивно, кричит, предпочитает находиться один. Не выполняет задания вместе со всеми из-за неусидчивости. Ему может требоваться дополнительное время, в памяти не удерживаются новые знания, и приходится повторять все, как в первый раз. Отставание в ранние детские годы, когда дети наиболее активно развиваются, может оказаться невосполнимым. В первых классах школы у ребенка с диагнозом ЗПР, ЗРР и ЗПРР часто выявляются нарушения чтения, письма и счета. Если не исправить ситуацию, то малыш становится кандидатом на обучение по коррекционной программе. Как этого избежать, читайте далее.

Диагностика ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

Диагностика детей с ЗПР, ЗРР и ЗПРР включает в себя несколько этапов:

  • Исследование анамнеза и условий жизни;
  • Обследование ребенка у педиатра, невролога и ЛОР-врача;
  • Обследование ребенка у логопеда, психолога и психиатра.

Сначала выясняется наличие травм, инфекций и других факторов, которые могли повлечь за собой нарушение развития нервной системы малыша. Значение имеет также информация о поведении ребенка и обращении с ним в семье и в детском саду. Врачи-специалисты помогают определить сопутствующие заболевания и состояние организма в целом. Постановка диагноза ЗПР, ЗРР или ЗПРР осуществляется медико-педагогической комиссией на основании заключений логопеда, психолога, врача-психиатра и педагога-дефектолога.

Задержка речевого и психического развития также выявляется при профилактических медицинских осмотрах детей установленных возрастов, а также при врачебном осмотре ребенка для поступления в детский сад. Методики диагностики ЗПР, ЗРР и ЗПРР основаны на определении соответствия уровня развития ребенка возрастным нормам.

Если ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР или ЗПРР — это значит, что на развитие малыша нужно обратить особое внимание

Причины ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

Причинами ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей являются:

Органическое поражение ЦНС

Поражение головного мозга на физическом уровне может возникать при родовой травме, тяжелой гипоксии, инфекционных болезнях центральной нервной системы, травмах головы и неоднократно перенесенных операциях под наркозом.

Хромосомные, генетические и соматические заболевания

Такие заболевания, как синдром Дауна, ДЦП, врожденная нейросенсорная тугоухость и другие, несут в себе вторичную задержку развития речи и психики.

В этой статье поговорим о тех детях, которые не имеют явных признаков поражения головного мозга. Когда беременность и роды протекали нормально, и ребенок отстает в развитии из-за несоответствия условий окружения его индивидуальным психическим особенностям. К этим условиям относится и выбор неправильных методов воспитания и обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector