Заикание у детей: причины, лечение, обследование ребенка

Методы лечения

Ребенку окажут помощь такие специалисты:

  1. Психотерапевт — поможет разобраться с причиной заикания и начнет борьбу с ней.
  2. Невролог — пропишет успокоительные препараты, которые помогут укрепить нервную систему ребенка.
  3. Логопед — покажет упражнения для корректировки темпа и ритма речи, научит дыхательной гимнастике.

На пути к выздоровлению могут использовать такие методы лечения:

  • медикаментозный способ приема препаратов;
  • традиционный – прохождение физиопроцедур, дыхательной гимнастики, массажа воротниковой зоны и лицевых мышц, ЛФК;
  • нетрадиционный – народная медицина, иглоукалывание;
  • мультимендийные комплексы на электронных носителях;
  • авторские – методики разработанные психологами, дефектологами или психиатрами.

Игры для лечения:

  • надувание воздушных шариках или мыльных пузырей способствует обучению правильного дыхания;
  • показывайте ребенку, как можно имитировать шелест листьев, шум ветра, звук поезда.

Массаж

Процедура является эффективным способом улучшения состояния заикающегося ребенка. Вы можете записаться к специалисту. Самостоятельно проводить данные упражнения не рекомендуется, родители могут по неопытности травмировать мышцы гортани ребенка. Кроме того, желательно записываться не к обычному массажисту, а именно к человеку, который специализируется на лечении нарушений речи.

Правила проведения процедуры:

  • у массажиста обязательно должны быть теплые руки;
  • присутствие спокойной музыки, позволяющей ребенку расслабиться;
  • медленный темп движений;
  • создание комфортного окружения для ребенка.

Этапность проведения процедуры:

  • зона шеи;
  • плечи (верхняя область);
  • мимическая мускулатура;
  • область вокруг губ;
  • гортань.

Главная цель, преследуемая массажистом — расслабить напряженные мышцы, находящиеся в постоянном тонусе у заикающегося малыша. Курс лечения состоит из 12 сеансов. Иногда может назначаться повторный курс спустя две недели после предыдущего.

При патологиях нервной системы с целью повышения эффективности массажа и коррекционных упражнений логопеда могут назначать медикаментозную терапию.

Народные средства

Врачи могут назначать препараты народной медицины, в частности травы успокающего действия. Малышу помогут:

  • пустырник;
  • сок крапивы;
  • валериана;
  • ягоды калины;
  • травяной сбор мяты, ромашки, крапивы и валерианы;
  • гусиная лапчатка;
  • сбор вереска и хмеля;
  • ополаскивать горло отваром душистой розы и белого ясенца;
  • мед.

Главное, чтоб родители понимали, что средства народной медицины являются вспомогательной терапией, а не основной.

Что нельзя делать

  1. Высмеивать ребенка, подшучивать над ним.
  2. Задавать малышу много вопросов.
  3. Просить, чтобы он заново начал рассказывать свое предложение.
  4. Смотреть на карапуза с презрением и раздражением.
  5. Помогать завершить слово или фразу.
  6. Останавливать, когда ребенок пытается что-то сказать.
  7. Просить, чтобы малыш начал говорить помедленнее.
  8. Вместо ребенка подбирать слова.
  9. Просить совершить глубокий вдох.

Основные причины возникновения логоневроза у дошкольников, школьников и взрослых

Специалисты и ученые до сих пор спорят о причинах возникновения недуга у взрослых и детей и к единому выводу так и не пришли.

Однако основными причинами появления данного заболевания принято считать:

  1. Генетическая предрасположенность. Если у одного из родителя малыша был поставлен диагноз логоневроз, то, вероятнее всего, у ребенка также будет данная форма болезни;
  2. Состояние нервной системы. Если у человека нестабильное состояние нервной системы, то есть большая вероятность развития нарушения речи;
  3. Особенности становления речи. Если в детстве ребенок слышал заикание в речи родителей, возможно, с процессом роста ребенка будет развиваться и нарушение речи малыша;
  4. Психические расстройства.

Это четыре основные причины возникновения заикания у детей и взрослых. На самом деле их намного больше, но подтверждений того, что они верны, нет.

Какие имеются способы лечения

Способы лечения заикания у взрослых в домашних условиях (см. видео) существуют давно. Сохранились самые эффективные методы, которые действительно помогут в домашних условиях значительно улучшить коммуникационные навыки.

Дыхательная гимнастика для расслабления органов речи:

  1. Стать прямо, расслабить руки. Спину сделать круглой и немного наклониться вперед, расслабив голову, вместе с ней шею и плечи. Делается быстрый вдох с использованием только носа. Вернуться в исходное положение и шумно выдохнуть, уже через рот. Повторять 12 подходов по восемь раз.
  2. Стать ровно, руки опустить на бедра. Спину держать прямо. Голову поворачивать в сторону, делая вдох, выдыхать плавно при переводе головы в другую сторону. Тело во время выполнения упражнения должно быть максимально расслабленно. В данном случае достаточно три подхода, но по три десятка раз.
  3. Следующее упражнение делается сидя на полу. Сесть нужно в позу лотоса, руки опустить на колени и максимально расслабиться. На глубоком медленном вдохе максимально наполнять легкие воздухом. На выдохе выталкивать воздух животом.

Травяные чаи

Различные расслабляющие травы помогают при лечении заикания. Чаи действуют, как гимнастика, расслабляя и успокаивая человека. Хороший сбор для приема внутрь можно приготовить на основе цветочков календулы, листиков мелиссы. Добавить листья березы, солодку и донник. Заливать столовую ложку сбора кружкой кипятка и настаивать несколько часов. Пить по 2–3 ст. ложки перед приемом пищи.

Можно заваривать сбор на основе ромашки, душицы, аниса, пустырника, мелиссы и зверобоя. Одну столовую ложку залить кипятком и три часа настаивать в кружке. Пить по пол кружки до четырех раз в течение одних суток.

В термос на два литра положить горстку плодов шиповника, столько же ягод калины. Залить кипятком и оставить на пять часов. Чай пить с лимоном, добавляя мед для сладости.

Ароматические масла

Если вдыхать ароматы, которые успокаивают, придают уверенности, избавляют от напряжения и раздражительности, то это поможет при заикании. Сеанс ароматической терапии нужно проводить вечером.

Эфирные масла добавлять в ванну, некоторые добавляют отвары полыни, лаванды, чабреца, шалфея

Важно, чтобы вода не была сильно горячей, а время процедуры составляло не более 15 минут. Проводятся ванны курсом в течение 14 дней

Простое, но эффективное и приятное лечение заикания у взрослых в домашних условиях можно проводить регулярно. Процедуры можно сделать образом жизни, тогда от проблемы останется лишь маленький след.

Народные средства при речевых нарушениях у детей

В домашних условиях для дополнения основного лечения допустимо использование народных средств. Травяные чаи, ингаляции и ванночки обладают расслабляющим и успокоительным действием, помогут заснуть, избежать стресса. Вот некоторые из эффективных средств:

Отвар тмина, боярышника и мелиссы. Возьмите по 1 ст.л. всех ингредиентов, смешайте, залейте водой, кипятите 15 минут, процедите и остудите. Давайте ребенку по полстакана отвара на ночь. Можно добавить в средство мед или лимон. Отвар устранит тревогу, поможет заснуть. Не рекомендуется детям младше трех лет.

Ножные ванночки с маслом лаванды. Наберите в таз 5 литров теплой воды, добавьте 10 капель лавандового масла. Опустите в воду ноги ребенка на 10 минут, попросите его закрыть глаза и глубоко подышать. Лаванда успокаивает нервную систему, снимает тревогу. Малышей до трех лет можно полностью купать в ванне с добавлением эфирного масла лаванды (5-7 капель на ванну)

С осторожностью — детям, склонным к аллергии.

Чай из листьев земляники и побегов малины. Смешайте сухие ингредиенты в равной пропорции (по 1 ч.л.), залейте кипятком

Оставьте настаиваться на 10 минут, процедите. Рекомендуется пить с медом или протертой черной смородиной. Такой чай поможет укрепить общий иммунитет и улучшит самочувствие.

Виды заикания

В медицинской практике принято делить все случаи заикания у пациентов на 2 вида

Они отличаются по своей природе, что очень важно для дальнейшего лечения. Если у взрослого человека или ребенка наблюдаются проблемы с нормальным произношением, это может быть:

  • Невротическое заикание. Оно проявляется нарушением речевого ритма, повторами слов, запинками при попытке высказать свое мнение вслух. Такое расстройство имеет психологическую причину развития, в основе которой лежат стрессовые ситуации, волнение и беспокойство. Такие люди полностью здоровы в остальных отношениях и в более комфортной обстановке дефект речи у них практически не обнаруживается или выражается слабо. Однако он усиливается при общении с незнакомцами, на публике, в критической ситуации. Невротическое заикание у взрослых и детей может носить эпизодический характер, но может принимать и стойкое течение. Сильный испуг, гнев или паника способны вызывать проблемы с речью у кого угодно, но если они присутствуют в жизни часто, это приводит к появлению постоянного заикания. Лечение логоневроза, как еще называют этот вид нарушений, проходит достаточно успешно.
  • Неврозоподобное заикание. В его основе лежат неврологические патологии, а развитие недуга происходит в раннем детском возрасте. Первые симптомы органического заикания диагностируются у малышей в возрасте 3-4 лет. Часто такие дети либо имеют врожденные дефекты органов, либо переносят серьезные травмы. Они отстают от сверстников в развитии, долго отказываются разговаривать, быстро утомляются. Долго запоминают слова и произносят их неправильно, часто обрывая речь в самом начале. Лечение заикания, связанного с патологиями, занимает длительное время.

Столкнувшись с подобной проблемой, следует понимать, что нарушение речи на нервной почве полностью исчезает после того, как будет устранен фактор, способствующий его развитию. Нарушение речи неврозоподобной природы более стойкие, и могут беспокоить человека долгие годы, оставаясь для него серьезной проблемой уже во взрослом возрасте. Успешно вылечить данное нарушение, независимо от его происхождения, помогает правильно поставленный диагноз.

Главные правила занятий

Речевые правила для заикающихся:

  1. Планирование высказывания. Экспромт в речи при заикании является сложной задачей. На начальных этапах коррекции лучше избегать импровизаций в говорении, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда говорящий знает, о чем он хочет сказать, у него снижается психологическое напряжение, а вместе с ним и вероятность спазма. Хороший результат дает предварительное проговаривание «про себя».
  2. Следить за своим дыханием во время речевого акта. Говорение с одновременным вдыханием воздуха является противоестественным. Произносить фразу нужно на выдохе. Причем дышать необходимо диафрагмой. Запас воздуха нужно расходовать преимущественно на произнесенные гласных звуков.
  3. Не забывайте про остановки в речи. Паузы дают возможность набрать воздушный запас и обдумать следующую фразу. Паузы делайте не только между смысловыми отрезками текста, но и внутри длинного предложения.
  4. Следить за своими движениями.

Общие правила поведения при борьбе с заиканием:

Ежедневно самостоятельно выполняйте упражнения и другие мероприятия по преодолению дефекта. В этом поможет введение распорядка дня.
Планирование на сутки позволит распределить время так, чтобы работа по борьбе с заиканием вошла в привычный режим.

Поддержание физической формы

Речь зависит от общего физического состояния организма, поэтому важно высыпаться, избегать стрессовых ситуаций, полноценно отдыхать, питаться правильно.
Держать тело в тонусе, а заодно и тренировать дыхательную систему помогают определенные виды спорта. К ним относятся плавание, лыжи, ходьба.
Резкие движения и сильное мышечное напряжение при логоневрозе противопоказаны, поэтому штанга, бокс, борьба, прыжки, футбол, баскетбол не пойдут на пользу.

Откажитесь от вредных привычек.

Правила для логопеда — при подготовке занятия с детьми необходимо:

  1. Учитывать ведущий вид деятельности конкретного возраста. Для дошкольников это игра. Все задания и упражнения нужно проводит так, чтобы ребенку было интересно. В противном случае можно натолкнуться на нежелание заниматься и на потерю контакта.
  2. Следить за длительностью занятий. Она должна быть не больше 20 минут.
  3. При разработке занятия учитывать индивидуальные особенности заикающегося.
  4. Давать материал и задания с постепенным наращиванием сложности.

Симптомы заикания у детей

Согласно медицинского определения, заикание – это нарушение темпа, ритма и правильного плавного произношения речи. Такое нарушение может быть вызвано спазмом мышц речевого аппарата, которые происходят в различных частях речевого аппарата и вызванных нарушением процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

О заикании можно говорить, когда речь ребенка состоит из повторяющихся слов или фраз, неправильного произношения слов, когда трудно распознать о чем он говорит.

Каждый ребенок индивидуален и научится говорить правильно рано или поздно. Но есть общие признаки стили речи, которые могут говорить о логоневрозе:

Повторяющиеся слова, звуки или слоги;

Медленная речь или с большими паузами;

Замедленная скорость речи;

Ребенок больше начинает заикаться, когда устал, напряжен или возбужден;

Ребенок боится говорить.

Но по этим симптомам нельзя сказать точно, что ребенок продолжит заикаться в школьные годы, что его речь станет более серьезной проблемой в более старшем возрасте. Но есть признаки, по которым можно определить серьезность проблемы:

Вы можете заметить напряжение лицевых мышц и верхней части тела ребенка, тремор губ, сильное моргание глаз;

Можно заметить повышение тембра голоса во время повторения слова;

Нерешительность или пауза перед началом разговора;

В более тяжелых случаях логоневроза ребенок может пытаться изменить слова или включить лишние звуки, такие, как «э…э» или «гм», чтобы начать говорить;

Отказ говорить, чтобы избежать ситуации заикания;

Перестановка слов в предложении;

Длинные звуки при произношении некоторых слов.

Истинное заикание встречается приблизительно у 5 процентов детей, но во взрослом возрасте остается не более, чем у 1 процента или меньше. Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Обычно проблемы с речью улучшаются в течение двух-трех месяцев. Произношение отдельных слов или слогов может наблюдаться еще в течение нескольких лет. Неправильное лечение заикания может привести к ухудшению речи уже в зрелом возрасте.

Почему и как возникает заикание

Наиболее часто заикание проявляется с двух лет примерно до пяти, когда слуховые, двигательные, речевые системы в мозговых структурах еще окончательно не созрели и  их функционирование легко нарушить неблагоприятными факторами. Например, неблагоприятно протекавшая беременность мамы, тяжелые роды, детские инфекции, опсихологические тревмы. Конечно, такие предрасполагающие  факторы не всегда приводят к заиканию сразу, но потом достаточно незначительного события, которое просто «сорвет» речевую функцию. Заикание от испуга» вовсе не предрассудок —  если предрасположенного к заиканию ребенка запугивают темнотой, бабаем, полицией, это вополне может стать спусковым крючком речевых нарушений.
 

 
Заикание и логоневроз дети, особенно старшего возраста, могут себе внушить и патологически зафиксировать, причем зачастую не без помощи окружающих. При случайных остановках или запинках страх речи вызывает у такого ребенка уверенность в повторении этого в будущем.
 
У некоторых детей, особенно в дошкольном возрасте, заикание может формироваться из-за быстрого темпа речи – малыш торопится, начинает спотыкаться на отдельных звуках. Возникает перенапряженность нервной системы, срыв от непосильной речевой нагрузки. Таким детям вредна чрезмерная стимуляция речи: очевидно, что не нужно принуждать их декламировать стихи на публике, но даже читая им вслух старайтесь выбирать сказки с простым понятным текстом. 
 

 
С точки зрения неспециалиста факторы, приводящие к заиканию, могут быть несущественными, однако на речь они влияют куда серьезнее, чем активный стресс. И уж если у ребенка сформировалась прочная ассоциативная связь, например, «выступление на публике — заикание», то разрушить ее бывает непросто.

10.07.2012

Алена Парецкая, врач-педиатр, консультант

  
  Дети с особенностями здоровья, симптомы и болезни  Другие статьи автора

Что «поражает» эта болезнь?

Какая природа заболевания расстройства речи? И какие области речевого аппарата она поражает? Затруднения в произношении возникают не зависимо от части речи, а также от имени прилагательного или существительного.

Все намного проще, звуки. Осложнения возникают при наборе определенных звуков в слове. И когда человек произносит слово, звук в его составе, формирующийся в определенной области губ, гортани или языка, вызывает импульсы, которые выражаются заиканием.

При тяжелой форме болезни судороги поражают несколько органов речевого аппарата. Работа над устранением такого дефекта потребует больше времени и усилий

Поэтому важно вовремя диагностировать заболевание и приступить к упражнениям, ведь легкая форма проще поддается лечению

Когда ребенок заикается и на согласных, и на гласных? Судороги на губах возникают при произношении звука «б», а онемение корня языка-это от произношения звука «до». Бывает, что судороги повторяются, и ребенок заикаясь, подолгу не может выговорить первые слоги.

Здесь важно еще знать какие бывают судороги

Спазмы аппарата речи делят на три вида:

  • Тонические. Судорога поражает гортань и ребенок протягивает звуки;
  • Клонические. Толчкообразные сокращения сгибательных и разгибательных мышц
  • Смешанный вид. Случаи, когда присутствуют первые два вида. Ребенок запинается и на согласных и на гласных звуках одновременно.

Признаки нарушения речи у ребенка

К основным симптомам нарушения речи относятся судороги речевого аппарата, изменения физиологического дыхания, бурная жестикуляция и логофобия. При заикании трудности возникают в начале или середине речи. Дыхание при логоневрозе неровное, сбивчивое, часто наблюдается одышка или частые вдохи. Речь у детей, страдающих логоневрозом, сопровождается непроизвольным подергиванием мимических мышц, морганием, кусанием щек или губ. Присутствуют т.н. речевые уловки – ненужные звуки или слова, изменения интонации, ритма разговора или тембра голоса. Патология часто сопровождается потливостью, учащенным сердцебиением, бледностью кожи.

Специалисты выделяют три степени тяжести заболевания:

  • Легкая – проявляется запинками при спонтанной речи, сильном волнении.
  • Средняя – нарушения тембра заметны в монотонной речи, при чтении.
  • Тяжелая – речевые судороги постоянны, ребенок затягивает слова, вставляет лишние звуки. Характерны нарушения сердцебиения и дыхания при разговоре.

Что такое заикание у детей?

Заикание – это речевое нарушение, возникающее вследствие генетической или неврологической дисфункции нервной системы ребенка.

Согласно характеру нарушений, специалисты выделяют два основных типа логоневроза, а именно:

  • тонический, сопровождающийся появлением пауз в речи или растяжением определенного звука;
  • клонический, проявляющийся, как повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанный.

В зависимости от этиологии различают следующие формы заикания:

  • неврозоподобная, включающая затрудненную артикуляцию (нарушение произнесения слов, чтения и письма);
  • невротическая, при которой появление и выраженность трудностей произношения связаны со стрессовой ситуации.

К возникновению речевого невроза могу привести любые отклонения от норм развития речи ребенка, как задержка развития речи, так и избыток новых слов.

Особый подход к ребенку

При внезапно возникшем заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно не проводятся. В этом случае необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно, если после испуга ребенок какое-то время молчал. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком — необходимое условие для лечения заикания. Успех в преодолении заикания во многом определяется поведением родителей, их готовностью измененять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя.

Прежде всего, не паниковать, ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо», и не просить, чтобы он «сказал хорошо». Никогда не просить вдохнуть побольше воздуха, а потом говорить. Вдох должен быть рефлекторным, неосознаваемым. И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

Дети подражают речи окружающих взрослых. Вы незаметно можете помочь ребенку изменить манеру речи, для этого постарайтесь сами говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, ясной, лаконичной. Не требуя от ребенка, чтобы он говорил ритмизировано, сами почаще говорите и читайте ему с ритмом, чтобы сработал «обезьяний» рефлекс, и ребенок воспользовался бы приемом ритмизации речи неосознанно. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и какие вопросов вы задаете своему ребенку, сколько среди них пустых, просто глупых, не требующих вообще никакого ответа. Не провоцируйте ребенка на речь. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Давайте себе время увидеть, что происходит. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем…», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем…». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

Виды недуга

Для большинства родителей заикания представляет собой единую форму заболевания. Однако, они не знают, что существуют различные формы данного недуга.

Основываясь на причине заболевания, различают такие виды заикания:

  • невротический — является следствием внешних факторов, в частности психологических травм;
  • неврозоподобный — развивается независимо от факторов внешней среды, чаще всего является следствием поражения участков головного мозга или возникает на фоне генетической предрасположенности.

По типу течение болезни различают такие формы:

  • постоянная — сохраняется на всю жизнь;
  • рецидивирующая — проходит, но может заново проявляться;
  • волнообразная — полностью не проходит, симптомы то обостряются, то стихают.

Основываясь на том, как проявляется речь, различают:

  • тонический тип — характерно растягивания некоторых звуков и создание при этом паузы в словах, которая происходит из-за напряжения мышц языка и рта, например, «м….машина»;
  • клонический тип — наблюдаются прерывистое движение дыхательных органов судорожного характера, что приводит к повтору слогов, как правило первых, например, «те-те- телевизор»;
  • Смешанный тип — характерно объединение двух вышеизложенных вариантов, например, «с…со-со-собака».

Симптомы заикания

Существуют особенности в признаках появления дефекта речи в разные диапазоны возраста. Если малыш начал заикаться в два года, это может выглядеть не так явно, как у более взрослого ребенка

В таких случаях родители могут вовремя не обратить внимание на проблему, что усложнит в дальнейшем ее решение

Малыши 2-3 лет

В этом возрасте ребенок часто проглатывает слоги в начале или в конце слова, говорит быстро и невнятно. Такие характеристики вполне свойственны маленьким деткам и со временем проходят. Отличить заикание можно по следующим признакам:

Частые паузы во время монолога ребенка, в это время заметно напряжение мышц лица и шеи.
Когда не получается чего-то сказать, он сжимает кулаки, махает руками и топчется ногами.
Стоит обратить внимание, если ребенок с хорошо поставленной речью вдруг резко замолкает на несколько часов.
В процессе произношения сложных слов дрожат губы, быстро двигаются глазные яблоки.

У детей от 4-5 лет

В этот период дети уже в полной мере овладевают речью. Поэтому заикание проявляется более явно и сопровождается следующими симптомами:

  1. Слова произносятся с паузами между буквами или слогами (ка_русель).
  2. Повторяются первые буквы или слоги слов.
  3. Поскольку произношение дается малышу с трудом, он может краснеть, потеть, а после диалога бледнеть.
  4. Ребенок становится замкнутым, старается реже общаться и играть в одиночестве.

Как помочь своему ребенку?

Постарайтесь обеспечить спокойную обстановку в доме.
Выделяйте время для разговоров с ребенком.
Поощряйте вашего ребенка говорить с вами на простые и веселые темы.
Старайтесь не реагировать негативно. Вместо этого хвалите своего ребенка за правильную речь.
Не перебивайте своего ребенка, пока он говорит.
Поговорите не спеша (медленно) с вашим ребенком

Это может помочь ему говорить медленно.
Обращайте внимание на своего ребенка, когда он начинает что-то говорить.
Подождите, пока ваш ребенок сам произнесет слова или предложения. Старайтесь не говорить их за него.
Открыто поговорите о заикании, если ребенок сам поднимает эту тему.
Предупредите учителей вашего ребенка и помогите им обеспечить школьную обстановку, защищающую ребенка и предупреждающую издевательства.
Поделитесь своей семейной историей речевых и языковых расстройств (если она вам известна) с вашим лечащим врачом.
Вашему ребенку могут потребоваться повторные занятия с логопедом, чтобы предотвратить возвращение заикания

Можно также получить пользу от он-лайн консультаций, форумов или групп взаимопомощи.

Когда обращаться к врачу?

  • если заикание длится более 6 месяцев;
  • если ребенок боится говорить;
  • когда ребенок не разговаривает вообще;
  • развиваются проблемы в школе.

Заикание звучит как приговор. Так ли это?

Дефект заикание не является заболеванием угрожающим жизни ребенка. Оно создает только определенные проблемы и неудобства

Человеку, страдающему расстройством темпа речи, составляет определенные трудности в реализации ораторских способностей: там где важно живое общение и дискуссии

Тем не менее, заикание-это не приговор, все можно подкорректировать и даже освободиться от дефекта речи во взрослом возрасте.

Какие причины заикания у детей? Какие бывают формы дефекта? И почему мальчики более склонны к этой болезни еже ли девочки? Заикание-это сугубо детская болезнь или оно может возникнуть и у взрослого, как не долеченные в детстве дефекты или психологические травмы?

Помощь ребенку

При наличии заикания, посетить необходимо сразу несколько врачей, а именно логопеда, психолога, невролога. Проведя полноценное обследование и исключив не относящиеся к расстройству симптомы, можно приступать к полноценному лечению.

При невротическом типе заикания врач назначает специальную терапию, которая должна снизить подверженность стрессам и бурным эмоциям. Это поможет найти соответствующий подход к ребенку и научит родителей правильно общаться с ним.

При неврозоподобном заикании необходимо медикаментозное лечение, комбинированное с посещением психолога. Чтобы результат был заметным и устойчивым необходимо длительное лечение, которое будет сопровождаться поддержанием комфортных условий в месте, где проживает ребенок.

При лечении заикания необходимо придерживаться таких рекомендаций врача:

Создайте для ребенка комфортные условия в доме

Позаботьтесь о том, чтобы малыша ничего не выводило из равновесия и не провоцировало на отрицательные эмоции, исключите мультфильмы и игры агрессивного характера;
Особое внимание уделите спокойной обстановке в семье – ребенок не должен слышать крик, ссоры, испытывать наказания, видеть резкие движения и жесты;
Общайтесь с малышом в спокойных тонах, говорите внятно и разборчиво;
Никогда не говорите ребенку о том, что он что-то неправильно говорит или выговаривает;
Читайте ребенку побольше детских сказок (влияние сказок на ребенка). Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего;
Заведите в доме домашнего питомца

Таким образом, малыш перестанет чувствовать себя одиноким и подавленным, и заведет настоящего друга;
Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев;
Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно;
Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений;
Если малыш не желает в какой-то момент общаться с людьми или со своими сверстниками на детской площадке, не принуждайте его к этому.

Дети постарше нуждаются в более глубоком лечении, которое предусматривает профилактику искажения личности. Эта терапия проводится психологом для того, чтобы малыш не ощущал себя беспокойно и не испытывал комплексов из-за своей проблемы. Если не прибегнуть к этой терапии, то у ребенка может развиваться страх разговаривать и находиться в окружении людей.

Профилактические меры

Чтобы предотвратить развитие возможного заикания или закрепить полученный эффект после лечения, необходимо следовать таким мерам профилактики:

  1. Создайте для своего малыша идеальный режим дня, в котором у него будет достаточно времени для игр, прогулок и сна. В возрасте с 3 до 7 лет ребенку необходимо не менее 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Дневной сон просто необходим, поскольку он положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша.
  2. Не разрешайте смотреть передачи и мультики, которые не соответствуют возрастной категории вашего ребенка и могут вызывать непредсказуемые эмоциональные всплески.
  3. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения.
  4. Не перегружайте ребенка, заставляя его учить наизусть целые поэмы, чтобы похвастаться перед друзьями или родителями в садике.
  5. Наказывая ребенка, не оставляйте его одного в темном помещении, так как велик риск развития навязчивого страха. Оставьте лучше малыша без сладкого или без любимой игрушки, если он провинился.
  6. Вовлеките свое чадо в занятия музыкой или танцами, это способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа и так, малыш раскрепостится и станет более уверенным в себе. Полезны занятия по пению.

Заикание у детей является достаточно серьезной проблемой, но вполне устраняемой, если вовремя обратить на неё внимание и пойти за помощью к нужному специалисту. Читаем также: Почему ребенок в 2-3 года не разговаривает – причины, и что делать родителям? Лечение, тесты, консультации логопедов, занятия и игры

Читаем также: Почему ребенок в 2-3 года не разговаривает – причины, и что делать родителям? Лечение, тесты, консультации логопедов, занятия и игры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector