Долой страх неудачи: как перестать заикаться во время выступлений

Как я заикался

Для начала расскажу о своем заикании. Заикался примерно с 3-4 лет, как возникло заикание я не помню, какова причина появления заикания, точно сказать не могу, хотя у меня есть своя теория, о ней . Заикание серьезно попортило мне жизнь, когда я был подростком, мне казалось, что это вообще катастрофа! Я каждый день, помногу раз думал о своем заикании, почему именно я, как от этого избавиться… Ответа не было.

Да, родители водили меня к врачам, логопедам и даже бабушкам целительницам, но эффект от лечения если и был, то минимальный и вскоре оно возвращалось с прежней силой. Но каждый день я мечтал об исцелении от этого проклятого недуга.

К врачам в самостоятельном возрасте я не ходил, потому что они выписывают заикающимся таблетки от раздвоения личности и маниакального психоза, подробнее. С врачами у меня отдельная история.

Периодически, в надежде на чудо, я ездил к различным целительницам. Но чуда не происходило, более того, если мне удавалось не заикаться перед началом «осмотра» целителем, то никто из них не смог «увидеть» заикание. Хотя, народным целителям я верю больше чем врачам и на то у меня есть причины, о них можете прочитать тут.

Понятие и особенности логоневроза

Логоневроз или заикание — нарушение речи, основное свойство которого проявляется в патологических изменениях ее течения: темпа, ритма, плавности. Эти изменения возникают вследствие прерывания или наоборот продевания звуков, повторения слогов, «проглатывания» их. Часто с целью замаскировать заикание, человек употребляет слова-паразиты: ладно, как бы и пр.

Возрастной период, в который, как правило, появляется заикание, — ранее детство. В таких случаях, если вовремя не выявить проблему и не начать ее комплексное лечение, легкий или временный логоневроз может усилиться и закрепиться, сохраняясь на протяжении многих лет и принимая хронический характер.

В зависимости от особенностей проявления заикания, логоневроз делится на три вида:

  • клоническое заикание (проявляется в виде непроизвольного растягивания слов, вставления в речь неуместных пауз);
  • тоническое заикание (навязчивое повторение звуков, слогов или слов);
  • смешанный тип логоневроза (проявляется в виде объединения группы симптомов обеих вышеуказанных типов).

Бывает постоянного или волнообразного характера, но в «пусковым рычагом» послужит стрессовый фактор, сложная ситуация, например, выступление перед большим коллективом людей, общение с важным человеком, испуг и сильное волнение.

Органическая и физиологическая основа таких патологических явлений заключается в развитии судорог мышц речевого аппарата, которые сопровождаются нарушением артикуляции и дыхания. Часто заикание проявляется на фоне соматических изменений: лицевых тиков, дыхательных судорог, покраснения кожи, мышечного напряжения, повышения температуры тела и артериального давления.

Страдающий логоневрозом человек отличается тревожностью, мнительностью, низкой самооценкой, чувством собственной неполноценности. Психотравмы — частое явление для людей, речь которых сопровождается подобным нарушениями. Многие талантливые люди бессознательно собственноручно снижают свой потенциал, не выносят на широкое обозрение выдающиеся способности из-за страха общения.

Развивается логофобия или вербофобия, то есть, страх говорить. Эти два нарушения взаимосвязаны и детерминируют проявление друг друга. Необходимость контактировать с другими вводит человека, страдающего заиканием, в состояние ступора, пугает. Это повышает возможность развития судорог речевого аппарата, усиливая проявление речевого невроза. Подобным образом возникает порочный круг.

Медикаментозная терапия

Является лишь компонентом комплексной терапии логоневроза. Необходимо знать, что назначение лекарственных препаратов должно проводиться только после отрицательной динамики у логопеда и\или психолога, безрезультатной гимнастики, массажа. Это объясняется тем, что медикаменты действуют кратковременно и воздействуют на симптом, но никак не на причину, вызвавшую это состояние.

Фенибут при заикании является препаратом выбора, так как оказывает транквилизирующее действие по отношению к передаче нервных импульсов, избавляет от навязчивых переживаний, позволяет адаптироваться к окружающей среде, повышает умственную деятельность и работоспособность.

Когитум при заикании применяется реже, так как обладает большим количеством побочных эффектов и заметно уступает фенибуту в действии.

Неплохие результаты наблюдаются при использовании ноотропа Пирацетам, который улучшает кровоснабжение в головном мозге и, тем самым, устраняет гипоксический фактор, который может быть причастен к развитию у ребенка логоневроза. Его применение целесообразно при сопутствующей терапии Фенибутом и регулярного посещения логопеда и психолога.

Также применяется Грандаксин – аксиолитик, активно воздействующий на причину невротического заикания (невроз, депрессия и т.д.).

Формы заикания и характерные признаки

Дефект речи классифицируют по двум признакам: течению патологии и характеристике судорог мышц. По первому признаку выделяют:

  1. Постоянное невротическое заикание – нарушение непрерывно присутствует в любых ситуациях.
  2. Волнообразное – дефект периодически исчезает, затем появляется снова в пределах 1–3 суток. Это связано с колебаниями эмоционального фона человека.
  3. Рецидивирующее (возвратное) – дефект исчезает на длительный период (до нескольких лет), после чего появляется вновь.

По характеристике судорог различают:

  1. Клонические – множественные спазмы мускулатуры речевого аппарата идут один за другим, вызывают непроизвольный повтор согласных звуков, запинки при произнесении слогов или слов при разговоре.
  2. Тонические – следствие длительного сильного сокращение мышц рта или горла, что приводит к задержке речи, длинным паузам между словами, повторению гласных звуков.
  3. Смешанные – проявляется симптоматика клонического и тонического логоневроза.

Статья в тему: Лактофильтрум – аналоги по действующему веществу с описанием и ценами

Народные средства

Фото: gorlor.com

Для того, чтобы предотвратить развитие заикания у детей, следует быть внимательными к питанию ребенка, а также к режиму дня

Это важно для психического и речевого развития ребенка. Питание должно быть соответствующим возрастным потребностях

Также важно организовать режим бодрствования и сна. Следует приучить ребенка засыпать в одно и то же время, чтобы в дальнейшем сформировался режим засыпания. Не стоит разрешать ребенку перед сном просмотр телепередач, компьютерные игры.

Важно беречь ребенка от ситуаций, которые станут неожиданными и вызовут испуг. Следует больше времени проводить с ребенком, рассказывать об окружающих вещах плавной и последовательной речью, играть в развивающие игры, читать вслух книги, чтобы у ребенка всегда была на слуху правильная речь

Следует больше времени проводить с ребенком, рассказывать об окружающих вещах плавной и последовательной речью, играть в развивающие игры, читать вслух книги, чтобы у ребенка всегда была на слуху правильная речь

Если ваш ребенок тревожен и беспокоен, не нужно сразу бежать за таблетками, можно вспомнить бабушкины рецепты и приготовить чай из успокоительных трав. На сегодняшний день нет необходимости ходить по лесам и собирать травы, можно посетить ближайшую аптеку и купить необходимую траву или готовый сбор. Чаше используются такие травы, как ромашка, мелисса, мята, валериана. Если у ребенка есть аллергия на какую-либо траву, то следует внимательно читать состав готовых сборов или можно самостоятельно приготовить в домашних условиях с исключением аллергенного компонента.

Симптомы

Фото: detki-pogodki.ru

Существуют две клинические формы заикания: невротическая и неврозоподобная. У каждой из этих форм есть свой механизм образования недуга и свои симптомы проявления.

Так, например, существуют дети, склонные к развитию невротической формы заикания.

В этом случае родители замечают, что их дети становятся робкими, тревожными, обидчивыми, раздражительными, плаксивыми. У таких малышей резко меняется настроение, чаще в сторону понижения (без видимых на то причин). Нарушается сон, дети плохо засыпают, боятся спать с выключенным светом.

Психическое, физическое и умственное развитие детей не нарушается, соответствует возрасту. Однако становление речи происходит несколько ранее, чем у остальных детей. К 10 месяцам жизни появляются первые слова, к 16-18 месяцам произносятся первые фразы. Через 2-3 месяца после становления фразовой речи появляются первые сложные предложения и речевые конструкции.

В случае развития заикания, которое, как правило, возникает в возрасте от 2 до 6 лет, ребенок может разговаривать без запинок (светлый промежуток), затем появляются периоды заикания. Это возникает вследствие какой-либо психической травмы, которая может спровоцировать мутизм (ребенок перестает отвечать на вопросы, разговаривать), после которого появляются заминки в речи.

Еще одна причина, которая способствует развитию невротической формы заикания, это раннее введение второго языка общения. Некоторые дети в силу индивидуальных особенностей не всегда успевают к должному возрасту овладеть родным языком, тогда раннее введение второго языка будет являться стрессом для ребенка.

Данная форма заикания хорошо поддается лечению, если родители своевременно обращают внимание на симптомы и обращаются за помощью к врачу. Но возможен переход заболевания в хроническую форму

В этом случае дети, понимая свой недуг, начинают замыкаться в себе, неохотно вступают в разговоры, поскольку не желают произвести неблагоприятное впечатление на окружающих. Развивается логофобия- навязчивый страх перед речью, связанный с заиканием.

У взрослых также имеется логофобия. Такие люди чувствуют себя социально неполноценными, выбирают профессии с минимальным общением, склоны к одиночеству, так как имеющийся недуг вызывает страх перед общением с другими людьми.

Для детей, склонных к неврозоподобной форме заикания, характерно отставание от сверстников в физическом развитии. У таких детей появляется нарушение координации движений, возникает задержка развития речи (позже начинают говорить, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь, построение сложных предложений дается с трудом).

Такие дети легко раздражимы, плаксивы, плохо переносят духоту и жару, у них нарушается сон.

Заикание неврозоподобной формы проявляется в возрасте 3-4 лет. Изначально дети разговаривают с запинками, которые постепенно нарастают (становятся чаще и длиннее), а «светлый промежуток» (когда ребенок разговаривает без запинок) укорачивается. Затем в речи ребенка появляются лишние слова и фразы, которые не несут смысловую нагрузку. Изменяется темп речи: он становится либо ускоренным, либо замедленным . Помимо этого, могут возникнуть судороги мимической мускулатуры лица или рук.

Так как неврозоподобная форма заикания связана с органическим поражением головного мозга, к имеющимся симптомам присоединяются такие симптомы, как снижение памяти и работоспособности, повышенная утомляемость, гиперактивность, головные боли.

У взрослых хроническая форма неврозоподобного заикания сопровождается судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь такого человека часто сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища из стороны в сторону. Общение с другими людьми утомительно воздействует на человека, из-за этого он не в состоянии долго поддерживать беседу, часто отвечает односложно.

Кроме этого, часто наблюдается снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

В каком возрасте эффективнее лечить заикание?

– Заикание проявляется в раннем детстве: примерно с 2 до 6 лет. В этом возрасте разумнее всего начинать лечение

Важно, чтобы лечение было комплексным: логопед, психолог и спокойная обстановка в семье

Считаю, что самая большая ошибка родителей – акцентировать внимание на заикании ребенка. Совет: принимайте своего ребенка абсолютно любым, подключите специалистов и избегайте термина «Лечение»

В итоге заикающийся диктором, возможно, не станет, но комфортно общаться точно будет! Главное, захотеть и исключить вторичную выгоду. Человеку же подсознательно почему-то нравится заикаться.

С миллионами проблем, которые несет заикание, есть что-то хорошее

Например, внимание близких. И тут нужно плавно менять психологию человека

Ведь психология – это основа. Заикание – это лишь симптом. Даже если называть заикание заболеванием, то любая болезнь зарождается в голове.

Что нужно делать?

Если симптомы появились впервые во взрослом возрасте, лечение нужно начать как можно раньше. От этого будет зависеть, можно ли вылечить заикание у взрослых. Первое, что нужно сделать – это обратиться за консультацией к неврологу. В дальнейшем он назначит диагностику, лечение, занятия с логопедом, психотерапевтом.

Самостоятельно лечение заикания у взрослых в домашних условиях проводят методами аутотренинга. Хорошо проявила себя методика дыхательных упражнений и тренинга Стрельниковой. Более подробно об этом методе в видео.

https://youtube.com/watch?v=smyhw8gO0Hs

Методы самопомощи дают эффект, если нет органической причины заикания и оно протекает в легкой форме.

Причины заикания

Чтобы понять, как вылечить заикание, следует осознать, по каким причинам оно проявляется. Условно все причины, которые ведут к возникновению такой патологии, как заикание у детей, можно поделить на две группы: это те причины, которые предрасполагают “почву” и те, что производят толчки к заиканию.

К факторам, которые называют предрасполагающими, принято относить:

  • наличие невропатических патологий разного рода у родителей;
  • невропатические особенности заикающегося малыша (энурез, ночные кошмары, высокая раздражительность, эмоциональные проблемы);
  • конституциональная предрасположенность к болезни (проблемы в деятельности нервной системы, психические травмы).

Также таковыми факторами являются наследственность (врожденная слабость речевого аппарата может передаться наследственно), поражение головного мозга ребенка ввиду разных причин (травмы, полученные внутриутробно и в процессе родов, осложнения после детских заболеваний).

Причины производящие также разделяют на несколько видов. Физиологическими факторами являются болезни с энцефалитическими последствиями, полученные в ранние периоды травмы, нарушения в мозге, проблемы с деятельностью нервной системы, возникшие вследствие болезней и действующие ослабляюще центральные аппараты речи.

Психическими и социальными причинами являются следующие факторы: одномоментная травма психики (страх, сильный испуг), долгий период воздействующая на ребенка психическая травма, постоянные конфликты и связанные с ними переживания, отрицательные эмоции, провоцирующие психическое напряжение. Заикание может спровоцировать также тяжелая травма психического характера. Это резкое и неожиданное потрясение, которое спровоцировало особо острую аффективную реакцию: ощущение ужаса, большой радости.

Заикание у детей может развиться и вследствие изначально неправильного формирования функции речи в детском возрасте. Так, ребенок может привыкнуть говорить очень быстро, начинать речь на вдохе, неправильно произносить звуки. Негативно на детей воздействует и речь родителей, которая характеризуется быстротой и нервозностью, а также слишком сильная нагрузка речевым материалом, несоответствующим возрасту ребенка. Замечено, что настаивание родителей на овладении ребенком в слишком раннем возрасте многими языками провоцирует проявление заикания в одном их них. Ребенок также может слышать речь человека, который заикается, и подражать ему намеренно либо начать заикаться непроизвольно.

В процессе переучивания ребенка-левши у него может возникнуть дезориентация нервной деятельности и, как следствие, заикание. Слишком строгое отношение к школьнику учителя может стать толчком для развития заикания. Для понимания, как вылечить заикание, врач должен определить целый ряд особенностей в конкретном случае заболевания.

Причины заикания у взрослых

Факторы, провоцирующие заикание, бывают двух типов: органические поражения мозга и психологические.

К первой группе относятся все виды физических нарушений:

  • Заикание от травмы мозга — 1% случаев.
  • Различные ушибы или другие форматы травмирования головного мозга.
  • Нарушение кровообращения. Вследствие болезней сосудов в пожилом возрасте, развития сахарного диабета, гипертонии и ожирения может развиться инсульт. Его последствием становится частичное отмирание клеток мозга, которое сказывается на речи, моторике мышц.
  • Опухоли. Это самая редкая, трудно выявляемая причина. Заикание возникает из-за разрастания тканей новообразования в пространстве головного мозга.

Вторая группа включает:

  • Заикание от испуга — 99% случаев.
  • Испуг часто провоцирует имеющиеся ранее проблемы с речью.
  • Психологическая травма. Сильный одноразовый стресс сказывается на психике и на способности воспроизводить речь.
  • Волнение — черта эмоциональных людей. Среди взрослых встречаются те, кто не умеют держать эмоции под контролем. Практически любое действие вызывает бурный всплеск переживаний, вызывающих спазмы мускулатуры.

Что делать, если ребенок начал заикаться

Для начала надо изучить основную информацию о заикании, немного узнать о его механизме , причинах и особенностях.

От правильных действий родителей зависит дальнейшее состояние ребенка. Не нужно недооценивать серьезность этой проблемы, поскольку дальнейшее закрепление заикания в подавляющем большинстве случаев приводит к логофобии и нарушению социальной адаптации ребенка. К сожалению, многим детям с заиканием приходится очень трудно в школе.

Нельзя показывать ребенку, что вы считаете это проблемой. Не позволяйте себе при нём проявлять озабоченность из-за заикания. Вы не должны раздражаться, если ребенок слишком долго не может что-то нормально сказать. Не торопите его и не одергивайте, не договаривайте слова за него – тем самым вы только усугубите степень логофобии. Очень часто происходит так, что заикающийся ребенок избегает речевых контактов даже с родными людьми. В зависимости от степени тяжести, особенно в начальной школе, у ребенка вырабатывается сильный комплекс стеснения, стыда за свою речь не только перед сверстниками и учителями, но и перед самим собой.

Необходимо иметь хорошее представление об эффективных принципах диагностики и лечения заикания.

Компетентный невролог или невропатолог поможет провести диагностику или выявить сопутствующие неврологические заболевания: желательно, например, исключить эпилепсию и прочие неврологические патологии. Для этого проводится диагностика: исследование ЭЭГ, МРТ, КТ мозга, а также ангиография сосудов мозга. Далее в диагностике поможет психиатр или психотерапевт. При выявлении органических или психологических нарушений врач должен назначить лекарства, например анксиолитики, противосудорожные и т.д

Обратите внимание, что некоторые врачи проявляют некомпетентность при назначении лекарственных препаратов – от неправильно подобранных лекарств и дозировок может стать только хуже. По этой причине желательно перепроверять назначенный вашему ребенку курс препаратов у нескольких врачей

После диагностики нужно подобрать эффективную методику для занятий с детьми. Есть центры, где специализированно занимаются с детьми с заиканием, есть дистанционные курсы. Также рекомендуется одновременно проводить психотерапию логофобии с детским психологом.
Особенную эффективность при детском заикании показывает метод речевой депривации — метод молчания, который длится от нескольких дней до нескольких недель. Метод молчания используется во многих комплексных методиках, бывают даже такие случаи, что один только метод молчания помогает полностью избавиться от заикания в раннем возрасте.

Несколько советов, как помочь ребенку:

1. Покажите, что вы безусловно принимаете его таким, какой он есть.

2. Говорите со своим ребенком не торопясь, не забывайте делать паузы. Ваша неторопливая, спокойная речь принесет больше пользы, чем любая критика в адрес ребенка, либо советы по типу: «Говори медленнее», «Повтори еще раз медленно».

3

Используйте мимику и жесты, давая понять ребенку, что вы внимательно слушаете содержание его высказывания и не обращаете внимание на то, как он это сказал

4. Уменьшите количество вопросов, которые вы обычно задаете ребенку. Дети говорят более легко, когда они свободно выражают свои собственные мысли, чем когда отвечают на вопросы взрослых. Вместо того, чтобы задавать вопросы, просто прокомментируйте то, что ребенок сказал, дав ему понять, что Вы выслушали его.

5. Проработайте и научитесь со всеми членам семьи говорить и выслушивать друг друга по очереди. Никогда не перебивайте друг друга. Детям, особенно заикающимся, намного легче говорить, когда их не прерывают и не торопят.

6. Понаблюдайте за тем, каким образом вы общаетесь с ребенком. Старайтесь больше слушать его, чтобы у ребенка была уверенность, что его не прервут и что у него достаточно времени для высказывания. Уменьшите количество критических замечаний, прерываний и вопросов к ребенку, и не забывайте о замедлении темпа речи.

7. Если ребенок учится в школе, имея выраженную степень заикания — будет правильным поговорить с классным руководителем о возможности освобождения от устных ответов, если они вызывают серьезный дискомфорт у ребенка. Практику общения ребенок получит и во внеклассное время, зато это избавит его от сильного стресса.

Причины и механизм развития заболевания

Многие люди связывают появление такого заболевания с реакцией на испуг и психотравмами. Но это не так, ведь не всегда заикание появляется после сильного испуга, и не всегда он сопровождается запинанием речи. Почвой к возникновению нарушения речи считается наследственная предрасположенность. Иными словами, заболевание может быть врожденным, а определенный предрасполагающий фактор лишь запускает его.

Механизм развития патологии достаточно сложный. Во время изменений в нервных процессах головного мозга нарушается и процесс передачи нервных импульсов, включая те, которые отходят в отдел, отвечающий за воспроизведение речи. При этом возникает судорожный синдром в речевом аппарате (в гортани, глотке и др.), вызывая раннее срабатывание одних компонентов и более позднее – других. Нарушается темп и плавность речевых движений за счет плотного смыкания и размыкания голосовых связок. Речь становится невнятной.

Одной из причин развития заболевания выступает ослабление нервной системы за счет развития инфекционной патологии или при обострении хронической болезни. Это может быть осложнение после развития таких заболеваний, как корь, менингит, скарлатина, энцефалит или же ревматизм, пневмония и др.

Определенное значение имеет психосоматика. Развитие логоневроза происходит за счет таких психологических проблем:

  1. Человек не способен высказывать свои желания, он боится это делать, испытывает волнение. Как правило, это исходит еще с детских лет, когда родители внушают ребенку, что он не в состоянии чего-то достичь и мешают высказывать малышу свое мнение. За счет подавления энергии не происходит ее нормальный выход, что и вызывает нарушение речи.
  2. Человек не способен отстаивать свои права. Большинство детей считают, что родители – это авторитет, и спорить с ними, что-то доказывать и отстаивать свою точку зрения они бояться. Если же родители злоупотребляют таким правом, это выливается в страх у ребенка, нервное напряжение, что и последует за собой развитие логоневроза.
  3. Человек постоянно чувствует неправоту. Это так же касается родителей, когда они на постоянной основе опровергают какие-либо слова, свободное мнение, желания своего чада, критикуют ребенка в действиях, подавляют побуждения. Родители считают, что это нормальный способ воспитания ребенка, а ведь это неправильно, и часто выливается в неврологические заболевания.

Итак, можно выделить наиболее распространенные причины развития заболевания в детском и подростковом возрасте:

повышение тонуса и судороги в двигательных окончаниях речевого центра в головном мозге;
острый и хронический стресс, который перенес или переносит ребенок;
наследственные предпосылки к развитию заболевания (если в семье ребенка близкий родственник страдает такой патологией, риск развития заикания повышен и у него);
перинатальное поражение центральной нервной системы;
склонность организма к судорожным припадкам;
патологии, протекающие в головном мозге;
травмирование головного мозга;
заикание, как последствие инфекционного или эндокринного заболевания;
задержка психомоторного развития или наоборот – раннее развитие речевого аппарата;
вредная привычка постоянно передразнивать заикающегося ребенка, что впоследствии перерастает в устойчивый дефект;
недостаточное внимание со стороны родителей.

Среди провоцирующих врожденную патологию факторов можно выделить систематическое переутомление, простуду, нарушение режима труда и отдыха.

Заикание у взрослых женщин и мужчин чаще всего развивается на фоне сильного нервного перенапряжения. Среди взрослого населения заболеванием страдает лишь 1%.

Описание

Заикание (логоневроз) — это сложное речевое нарушение, при котором речь теряет плавность, появляются неоправданные заминки, сбивчивость, происходит непроизвольный повтор слов или звуков, человек ощущает затруднения в использовании устной речи.

Вербальное общение занимает одну из главных ролей в коммуникациях между людьми. Часто нарушить взаимопонимание и полноценный обмен информацией способно заикание, которым страдают около 3-5% людей. Сравнительно немного, но для заик и их окружения это становится серьезной проблемой и препятствием в общении. Вопреки расхожему убеждению заикание не недостаток, а болезнь, которая в большинстве случаев успешно лечится.

Заикание бывает двух видов — неврозоподобное и невротическое. 

  1. Невротическая форма заболевания носит функциональный характер, то есть нет нарушения мозговых структур. Поэтому данная форма поддается лечению лучше. Может возникать вследствие стрессовых ситуаций или из-за раненного введения второго языка общения (в 1,5-2 года).
  2. Неврозоподобная форма заболевания поддается лечению намного труднее, так как имеются органические поражения головного мозга. Возникает в том случае, если имелась родовая травма, была угроза выкидыша или беременность матери протекала с тяжелым токсикозом.

Характеристики недуга:

  • Частый повтор либо пролонгация (удлинение) отдельных звуков, слогов, слов. 
  • Нарушение ритма, частые паузы, которые ухудшают восприятие речи. 

Это происходит в связи с нарушением работы речевого аппарата, судорогами мышц губ, языка, нижней челюсти либо мягкого неба.

При этом выделяют 3 формы заикания: 

  • Клоническую (повтор отдельных слогов или звуков). Вызывает серия кратковременных сокращений мышц.
  • Тоническую (задержка речи, растягивание гласных звуков). Происходит в связи с длительным сильным мышечным сокращениям. 
  • Смешанную. Развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.

Иногда заикание осложняется гримасами, нервным тиком, судорогами конечностей. Причины заикания носят различный характер: от наследственных проявлений и родовых травм до психологических барьеров.

Заикание у детей 

Заикание обычно проявляется у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Девочки страдают недугом в 4 раза реже. В этом возрасте формируются три центра контроля речи — слуховой центр Вернике (отвечает за восприятие собственной речи и речи окружающих), голосовой центр Брока (участвует в образовании устной речи) и ассоциативный. Процесс их слаженной деятельности, называемый речевым кругом, нарушается, если скорость работы речевых центров не совпадает друг с другом. В этом случае возникает заикание. Небольшие его проявления в детском возрасте являются вариантом нормы, но точный вердикт сможет вынести врач-логопед. Он же порекомендует специальные упражнения, способствующие улучшению речи. 

Причиной заикания у детей могут служить: 

  • стрессовые ситуации, перевозбуждение, болезнь, травма; 
  • вызвавшее сильный эмоциональный отклик радостное событие; 
  • стремление походить на заикающегося родственника;
  • часто заикание становится последствием переучивания левшей в правшей;
  • заболевания нервной системы.

Заикание у взрослых

Заикание у взрослых часто переносится из детского возраста при недостаточном лечении и профилактике, но и в этом случае от него возможно избавиться. Рецидив заикания у мужчин и женщин может произойти при сильном стрессе, контузии, болезни. 

Наиболее частые причины развития заикания во взрослом возрасте:

  • стрессовые ситуации (потеря близкого человека, военные действия, катастрофы, землетрясения и т.д.);
  • заболевания центральной нервной системы (черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции).

Важно! Обратите внимание, если у человека, ранее не страдавшего заиканием, во время общения без видимой причины изменилась речь, появились повторы слогов, слов или паузы. Это может служить признаком инфаркта или инсульта!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector